Основы патристики

Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Патристика включала три направления:

патристика и схоластика в философии

  • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;
  • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.
  • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения;

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.

Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.


Направления и традиции

Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

этапы патристика схоластика

  • монотеизм;
  • теоцентризм;
  • креационизм;
  • провиденциализм;
  • персонализм;
  • ревеляционизм.

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира. Создатель мог существовать в единой ипостаси (эксклюзивное течение) или представлять несколько личностей, которые являлись одним богом (пантеизм, политеизм). Монотеизм нашел отражение в исламе, иудаизме, христианстве, понятие было заложено в мировоззрении сикхизма и индуизма.

Теоцентризм рассматривал личность бога в форме аккумулятора мира, источника жизни и блага. В основе нравственности лежало служение всевышнему и почитание его. Высшей целью признавалось уподобление и подражание богу.
Кратко схоластика

Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности. Поздний представитель креационизма придерживался теории разумного замысла на основе ученого обоснования.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Персонализм выдавал теорию о том, что люди создавались богом по своему подобию и одаривались совестью. При этом индивидуализм и персонализм считались отличными друг от друга понятиями. Личность всегда представляла единое целое с другими «я». Ревеляционизм в учении христиан признавал библию сверхъестественным началом божественного Откровения.


Выдающиеся философы

В заключительный этап патристики к авторитету библии прибавилось новое влияние крупных церковных отцов. В это время духовенство монополизировало процесс обучения и явило собой образованную прослойку средневековья. Сословие стало цензором и основателем идей, хранителем определений и философских мыслей.

Выдающиеся отцы-мыслители:

патристика и схоластика в средневековой философии

  1. Тертуллиан.
  2. Ориген.
  3. Киприан Карфагенский.
  4. Афанасий Великий.
  5. Григорий Богослов.
  6. Климент.
  7. Аврелий Августин.

Ранние тезисы Тертуллиана заключались в том, что философские задумки человечества привели к искажению истины. Индивидуумы должны проживать на земле без лишнего мудрствования. Человек должен обладать естественной верой, проявлять самопознание и аскетизм. Мыслитель первым определил общие различия греческой и римской церкви христиан, стал теоретиком в вопросе разграничения веры и научного познания бога.

Климент впервые сформировал понятие единения разума и веры, при этом признавал преимущество убежденности перед познанием. Философ говорил, что человек с одной верой производит впечатление блаженного, т. к. личности требуется аргументация событий. Религиозное убеждение и рациональное объяснение дополняют друг друга. Впоследствии этого учения придерживались Августин, Фома Аквинский и другие мыслители.

Апологет Ориген родился в семье христиан на севере Африки, он за годы труда создал множество сочинений, оказавших влияние на развитие христианского мировоззрения. Мыслитель первым одел на философию наряд платонизма в отличие от устаревшей стоической теории.
 
патристика схоластика таблица

Труды Аврелия Августина

Гиппонский епископ, церковный философ и христианский богослов Аврелий Августин начинал с манихейства и язычества. Дорогу к познанию бога он представил в труде «Исповедь». В дальнейшем религиозном учении Августина выделяется логика, этика и физика.

Раздел физики соответствовал концепции о том, что природа не являлась источником существования, а всевышний создал окружающий мир по своей воле. В категории логики представлялись теории о неустойчивости чувственного восприятия действительности, которая не могла привести индивидуума к истине. Бог одарил человеческую душу светом и предоставил возможность познания.

В этической части теории развивалось понятие зла и добра. Плохое начало проявляется в страсти, гордыне, вовлекает человека в грех, а благо — это бог. Личность почувствует себя свободной, когда придет к мысли, что нужно жить с осознанием создателя и учась у него.

Черты схоластики

Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику в средневековой философии по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

патристика и схоластика представители

  1. Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.
  2. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.
  3. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.
Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Яркие представители

Важнейшей проблемой философов выступает корреляция области рационального познания и духовного мира. Решение для мыслителей того времени виделось в рациональном соотношении религиозной веры и сознания. Разум при правильном использовании приближал человека к создателю, объединял с ним. Главный вывод схоластической теории того времени гласил, что вера и разумные истины не могут находиться в конфронтации, а должны дополнять друг друга.

Крупными мыслителями считаются ученые:

схоластика и патристика отличие

  1. Иоанн Скот Эриугена.
  2. Бонавентура.
  3. Ансельм Кентерберийский.
  4. Дунс Скот.
  5. Фома Аквинский.
  6. Уильям Оккам.
Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий. Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир. Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.


Фома Аквинский

Выдающимся представителем позднего этапа схоластики являлся богослов и монах Фома Аквинский. В его трудах, например, «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» разграничивалась сфера использования теологии и мировоззрения. Философские теории затрагивали осознание окружающей действительности, а религиозные догмы направлялись на спасение души.

патристика схоластика фома аквинский

Мыслитель разделял источники этих понятий, при этом философия базировалась на выводах разума, а теология возникала на основе непоколебимой веры. Целью мировоззренческих рассуждений было получить новые знания, а задачей богословия было получение знаний для спасения и вечной жизни.

Сущность концепции Ф. Аквинского состоит в утверждении теории единства верований и рационального сознания. Мыслитель был уверен, что эти понятия могут гармонично контактировать друг с другом, при этом разумные выводы могут быть применены для подтверждения божьего существования. Сознание верующего человека должно отсеивать любые возражения против праведности веры.

Философ привел доказательства существования создателя:

  • подтверждение от первоисточников (перводвигатель);
  • доказательство от ряда причин (первопричина);
  • свидетельство от необходимости;
  • аргументация от стадий безупречности (полное совершенство);
  • обоснование от целесообразности.
средневековая философия апологетика патристика схоластика

Мыслитель следовал идее сотворения мира из ничего и теории бессмертия человеческой души. Эти догмы он считал «чистой формой», которые никогда не могут быть разрушены или просто оспорены. Душа не существует самостоятельно в земной жизни, а дается всевышним, поэтому сущность и бытие являются нераздельными и сливаются в боге.

Знания даются душе из-за того, что она подвержена интеллекту и чувственному созерцанию. Ф. Аквинский утверждал, что сознание относится к высшей категории человеческих дарований. В повседневном существовании мыслитель ставил любовь к создателю превыше самого познания бога. При этом он, как и Аристотель, различал в воле практичное сознание, т. е. признавал руководящую роль разума над поступками.

Реализм и номинализм

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей. Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого. Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Реализм различался по степени проявления:

патристика и схоластика кратко

  • умеренных взглядов;
  • крайних суждений.

Крайний реализм предполагает, что сознание существовало до появления мира вещей и находится вне его. Эта теория поддерживалась А. Кентерберийским и Гильомом. Умеренная разновидность говорит о бытовании понятий вне и независимо от некоторых вещей, при этом идеи проявляются в самих предметах в форме сущности. Эта точка зрения приветствовалась представителем схоластики Ф. Аквинским.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов. Таким образом, мы кратко познакомились с тем, что такое патристика и холастика.