Представители местной знати боролись не только за центральную власть, но, как показывали события, были готовы основывать новые политические центры и объединять вокруг них территории, входившие в состав Орды. Одним из таких государств, отношения с которым занимали значительное место во внешней политике московских правителей в XV–XVI веках, являлось казанское ханство.

Образование Казанского ханства

В первой половине XV столетия одно время ханом Золотой Орды являлся Улу-Мухаммед. Однако в результате внутренних междоусобиц его свергли с правления. После этого он со своими сторонниками откочевал на восточные земли Орды, где уже находился город Казань. В 1438 году бывший золотоордынский хан сверг местного правителя Али-бея и начал сам править на этих территориях. Улу-Мухаммед не признавал власти золотоордынских ханов, тем самым земли вокруг Казани вышли из состава Орды. В науке 1438 год считается обычно датой основания нового государства казанское ханство.

присоединение казанского ханства

Где находилось государство?

Получилось так, что территориально оно располагалось на тех же землях, где в X–XIII веках находилась волжская Булгария. Как известно, она в 1236 году была завоевана ханом Батыем и потом, после распада монгольской империи, находилась в составе Золотой Орды. Это земли, располагающиеся по обоими берегам реки Волги в ее среднем течении, а также охватывающие почти все территории, входящие в бассейн притока Волги реки Камы. Именно в этих местах в XV столетии сформировалось казанское ханство. Оно иногда расширяло свои границы.

На востоке его соседом была ногайская орда, на севере располагалась пермская земля и Вятка, на юге территории Золотой Орды, на западе находились русские земли. Отношения с московским государством периодически выражались в набегах на его территории казанцев, что приводило к войнам, результатом которых стало завоевание казанского ханства Московским царством.

Формирование столицы

Вопрос о времени построения политического центра ханства в науке остается открытым. Известно, что населенный пункт город Казань по сведениям источников существовал в среднем течении Волги еще до прихода сюда Улу-Мухаммеда. Однако многие историки полагают, что столица ханства была построена заново на новом месте и просто переняла название уже существовавшего города. Поэтому в истории казанского ханства обычно в научной литературе применительно к ее центру употребляется наименование новая Казань для обозначения ее как другого населенного пункта по сравнению с прежней старой Казанью.

история казанского ханства

Ученые обсуждают вопрос о времени и правителе, при котором новая столица была построена. Согласно одной точке зрения, она уже была в среднем течении Волги рядом со старой Казанью в то время, когда сюда пришел Улу-Мухаммед. При этом все равно указывается, что он принял меры и позаботился о ее большем укреплении и расширении в качестве центра своего пребывания. Согласно другой точке зрения, именно Улу-Мухаммед заложил город и при нем он был возведен, а до него его еще не было. В любом случае, ученые сходятся во мнении, что новая Казань приобрела значение политического центра нового государства при Улу-Мухаммеде.

Население и религия

Жители этой страны по этническому признаку относились к разным народам. Поэтому это государство являлось полиэтничным. Одним из наиболее многочисленных народов страны были казанские татары. Среди других народов заметное место занимали башкиры, удмурты (вотяки), чуваши, мордва, марийцы (другое название черемисы), армяне-кыпчаки (имели свою общину в столице).

При этом степень политического подчинения разных народов Казани была разной. Башкиры были во многом политически самостоятельны, ханы посылали к ним наместников в основном только для сбора налогов (назывались ясак). Также башкиры отправляли хану свои вооруженные силы. В остальном ими правили представители местной знати. Также политически в целом самостоятельны были чуваши. Они проживали около реки Свияги. Налоги (ясак) нередко собирали не посылаемые ханом наместники, а представители местной знати.

Более сильной политическая власть правителей Казани была в землях удмуртов. Здесь казанская знать имела много владений, управление территориями производилось из Арского города наместниками хана.

культура казанского ханства

Считается, что большинство населения придерживалось суннитского ислама. В государстве были люди, специально занимавшиеся изучением и обучением других исламу. Их глава назывался сеидом. В управлении он занимал заметное место рядом с ханом. При этом в государстве, как отмечают ученые, был принцип веротерпимости в политике, что исследователи связывают в частности с поддержкой торговли, которую вели представители разных религий.

Система государственного управления

Административно-территориальные единицы, на которые делилось государство, назывались даругами. Это были более крупные регионы. В свою очередь, они состояли из менее крупный единиц, носивших обозначение улусов. В стране сначала было 4 даруги: алатская, галицкая, арская и зюрейская (по-другому называлась чувашская). Потом еще присоединилась пятая даруга ногайская. Улусы включали несколько населенных пунктов.

Главой государства являлся хан из рода Чингисхана. При нем находились высшие чиновники эмиры, которые руководили военными соединениями. Также при правителе функционировал диван. Это был орган, который имел функции совещательные. В нем заседали карачи. Все эти высокие государственные должности замещались представителями высшей знати, они передавались по наследству, замещались пожизненно и считались несменяемыми. Все это позволяет в науке делать вывод о консервативном характере системы управления.

В стране был и такой орган политической власти как курултай. Он считался даже самым высоким политическим учреждением ханства и собирался в особо важных случаях. На нем присутствовали представители основных важных, обладающих политическим и экономическим весом, категорий населения: военных, изучавших ислам, сельских работников.

Нередко происходило так, что реальная власть переходила к определенной группировке аристократии, или шла борьба за влияние между разными группировками и хан реально имел мало власти. Аристократия включала в себя представителей разных уровней. Элита происходила в основном из выходцев из Золотой Орды, ниже на уровне улусов кроме выходцев из Золотой Орды была знать из крымской и ногайской орды, местная знать (на уровне улусов они носили название мурз и беков). Еще ниже находились огланы – начальники небольших конных соединений простых воинов.

В стране были чиновники для сбора налогов. В значительной степени это были десятники и сотники, должности которых были учреждены еще в Золотой Орде.

Хозяйственная жизнь и ремесла

Главным занятием большинства населения страны считается земледелие. Это обычно оценивается как следствие оседлой жизни значительного числа жителей ханства. В свою очередь, оседлый образ жизни во многом в науке считается унаследованным еще от волжской Булгарии. Земля вспахивалась деревянным плугом с металлическим лемехом. Земельные участки были в основном наследственными. С них население платило налоги.

В стране были и лесные регионы. В них земледелие было меньше распространено. В лесных районах люди больше занимались охотой, бортничеством (сбором меда), рыболовством, собирательством. В таких регионах было и меньше ханских чиновников, которые обычно здесь просто собирали ясак. Крупные владения земли знать имела не в лесных, а в земледельческих районах. Выращивались такие культуры как ячмень, овес, полба.

Большое значение имели разные виды ремесел. Например, для потребностей сельского хозяйства изготавливались разные орудия труда и предметы быта из дерева, металла, глины, то есть ремесленники занимались кузнечеством, металлургией, гончарным делом, столярным. Также большое распространение имело кожевенное ремесло, ювелирное.

Другой важной сферой экономики ханства была торговля. Это во многом связано с географическим расположением страны. Среднее течение Волги в те века обычно было одним из крупных центров международной торговли, здесь сходились торговые пути из разных стран. Поэтому в целом в государстве была больше распространена внешняя торговля по сравнению с внутренней. Сама столица Казань была заметным центром международного обмена.

завоевание казанского ханства

Культура и образование

В культуре казанского ханства обычно в науке выделяется архитектура, резьба по камню, ювелирное дело. Возводились монументальные здания. Ювелиры художественно обрабатывали металлы, камни. Распространение получила письменность на основе арабского письма. Население считалось достаточно грамотным для того времени. В стране имела распространение восточная поэзия. В ханстве были и свои поэты, сочинявшие стихотворные произведения.

Внешняя политика

Наиболее активными внешние отношения у ханства были с русскими землями. Они чередовались периодами войн и мира. С другими соседними государствами у Казани в целом не было крупных событий во внешнеполитической жизни, этими соседями в основном были родственные и политически близкие другие орды, с которыми тоже могли быть иногда военные столкновения и периоды мира.

Русско-казанские войны

Уже Улу-Мухаммед совершал набеги на русские территории, подступал к Москве. В правление великого князя московского Ивана III Васильевича (1462–1505) русские войска несколько раз совершали походы на Казань и в 1487 году взяли ее. После этого правителем был избран хан, проводивший в целом мирную по отношению к Москве политику. Знать периодически пыталась его сместить. Это время длилось до 1521 года, когда казанцы совершили набег, соединившись с крымским ханом, осадившем Москву. В последующие годы войска Казани достаточно часто вторгались в русские земли.

Взятие Казани

Московское государство стремилось решить проблему с угрозой от Казани. Сначала царь Иван IV Васильевич пробовал утвердить там у власти правителя, который проводил бы мирную политику. Однако, когда это не удалось, он предпринял походы на город и в 1552 году Казань была взята штурмом с применением взрыва стен порохом. После этого произошло присоединение казанского ханства к Московскому царству.