Как появилась концепция

В конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого века в целом завершается процесс формирования единого централизованного Московского государства. Оно объединило почти все русские земли. Очень важно, что в период наличия разных княжеств на Руси народ сохранял чувство своего единства. Духовное объединение русского народа в период политической децентрализации выполняла Русская православная церковь. С 1327 года ее глава митрополит имел центром своего пребывания Москву. Русь приняла крещение из Византии. Духовные связи с константинопольской церковью были очень сильны. Византия оказывала сильное влияние на русские земли в разных областях культуры. Поэтому когда в 1453 году Константинополь был взят турками-османами, это событие произвело глубокое впечатление на русский народ. Его мыслители думали о смысле произошедшего.

концепция Москва третий Рим

Большое значение Русской православной церкви в жизни народа, оформление единого централизованного Московского государства, падение Константинополя являются важными причинами появления теории Москва – третий Рим. Она выразила представление об историческом назначении России.

Суть идеи о том, что Москва - третий Рим

В 1520-х годах монах Филофей в письмах к великому князю московскому Василию III озвучил теорию Москва – третий Рим. Он говорил, что два Рима пали, один есть, а четвертому не бывать. Здесь в центре внимания находится история христианской церкви. Когда в Римской империи правил Константин Великий (306–337) христианство получило на государственном уровне свободу вероисповедания и его поддержку. Рим был столицей, его церковь имела большое влияние в христианском мире. Однако она со временем изменила догматическое учение. Восточная церковь осудила эти изменения как ересь. В результате в 1054 году произошел раскол западной и восточной церкви. Теперь в православном мире Византия стала самым влиятельным государством. Ее столица Константинополь еще называлась Новым Римом.

В XV веке возникла угроза завоевания Византии турками-османами. Тогда император обратился за помощью к западным странам. Римский папа обещал свое содействие при условии объединения церквей на основе уступок западу. Император согласился и в 1439 году была подписана Флорентийская уния. Однако в самой Византии многие церковные иерархи и верующий народ не приняли ее как содержащую латинское еретическое учение.

На Руси в письменных памятниках встречается мысль, что падение Константинополя в 1453 году могло произойти из-за попытки найти помощь у запада за счет уступок ему в вероучении. Русь приняла крещение из Византии, новой столицей ее единого государства была Москва. Ее Филофей поэтому назвал третьим Римом. Московское княжество оказалось в XVI веке единственным православным политически самостоятельным крупным государством. Первый Рим уклонился в ересь, Константинополь (второй Рим) был взят турками, Москва – третий Рим сохранила чистоту вероучения и стала столицей православного русского государства. Концепция Москва – третий Рим выражает духовную миссию России.

Развитие и укрепление теории

В XVI веке появились письменные сочинения, в которых рассказывались события, подчеркивающие духовную связь и преемство Руси по отношению к Риму и Константинополю. Поэтому эти сказания по содержанию имеют соответствие с теорией Москва – третий Рим. Исследователи оценивают ряд приводимых в этих памятниках сведений как вымышленные и легендарные. Некоторые из них были отвергнуты самой Русской православной церковью.

Одной из таких известных историй является рассказ о присылке великому киевскому князю Владимиру Мономаху особых знаков царского достоинства византийским императором. В первую очередь обычно говорят о знаменитой шапке Мономаха. Было составлено сказание, в котором летописный родоначальник древнерусских князей Рюрик назван потомком Пруса, в свою очередь по содержанию легенды бывшим братом первого императора древнего Рима Августа. Была написана повесть о белом клобуке, согласно которой это церковное облачение передавалось из Рима в Константинополь и из него в Новгород.