В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество - общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.

Основные идеи народничества в России 19 века

Русская деревня до революции

Главные и существенные черты движения:

  • особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

  • уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

  • капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

  • в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

  • преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

Отмена крепостного права

Истоки возникновения народничества:

  • идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

  • утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

  • дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

  • идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права. 

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен. 

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма. 

Теории народничества

Основные идеи Герцена по устройству общества - крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

Течение

Пропагандистское

Бунтарское (анархистское)

Заговорщическое

Лидер

П. Л. Лавров

М. А. Бакунин

П. Н. Ткачев

Идеи и методы

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

пробуждение народа к бунту, вместо государства - союз общин

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

Движение народников

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов. 

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

Крестьяне 19 века

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации. 

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

Земля и воля

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.

Арест народовольца



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей. 

Убийство Александра 2

Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит. 

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

«Теория малых дел»

К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел». 

Теория малых дел

Ее сторонники отрицали всяческое насилие, призывали интеллигенцию улучшать жизнь крестьян, помогать им своим трудом в земствах. Это была идея деполитизированного «хождения в народ».

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов. 

Либеральное народничество

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество. 

Неонародничество

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной. 

Народничество

Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны. 

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.