Церковная реформа никона

Предпосылки и причины религиозной унификации

Раскол Русской православной церкви произошёл в царствование Алексея Михайловича, второго царя династии Романовых, прозванного Тишайшим. Это слово вполне соответствовало мягкому характеру молодого государя, отличавшемуся набожностью, покладистостью и неконфликтностью, но никак не вписывалось в нравы и отношения, процветавшие в тогдашнем обществе. На любые перемены в какой бы то ни было области жизни народ реагировал бунтами и беспорядками, не имея другой возможности добиться социальной справедливости. Власть же отвечала кровавыми репрессиями и карательными мерами.

Раскол Русской православной церкви

Геополитические факторы преобразований

Несмотря на сложную внутреннюю ситуацию, во внешней политике Московского царства начинается определённый подъём. После польской интервенции и потери множества территорий разворачивается процесс их возвращения в лоно русской государственности. Открываются заманчивые перспективы объединения под властью царя всех православных народов. Мечта несбыточная, но совсем не казавшаяся таковой современникам освобождения Смоленска, большей части Белоруссии и Переяславской Рады.

Нетрудно заметить, что определяющую роль в восстановлении и расширении границ играло вероисповедание. Народы восточной ветви христианства легко передавались под руку православного государя, и дело стопорилось в областях с преобладающим католическим населением. В результате параллельно с внешнеполитическими успехами формировалась и идеологическая доктрина, включавшая в себя ряд следующих положений:

Русь — духовная и политическая правопреемница Византии,

  1. Русь — духовная и политическая правопреемница Византии, в чью задачу входит восстановление покорённой турками империи и освобождение православных народов от «нечестивых агарян».
  2. Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать.
  3. Власть русского царя распространится на все территории, на которых исповедуется родственная вера.
  4. Богослужебная и обрядовая практики должны быть выстроены по единому греческому образцу, как наиболее соответствующему древней византийской традиции, с тем чтобы в будущей империи православия не возникало религиозных противоречий.

Состояние РПЦ и патриаршество

Церковь, всегда являвшаяся мощнейшим институтом поддержки государства, переживала в это время серьёзный кризис. Низкий уровень образования священников, их поведение (неграмотность, мздоимство, пьянство, прелюбодеяния), подрывающее авторитет на местах, разночтения в отправлении таинств, отсутствие международного влияния — всё свидетельствовало о назревшей необходимости перемен. Патриарх Иосиф, в силу возраста и приверженности сложившейся традиции, был неспособен на решительные действия, так необходимые Алексею Михайловичу.

Никон. Игумен Кожеозёрского монастыря

И появился Никон. Игумен Кожеозёрского монастыря был представлен молодому царю, спустя год после восшествия на престол, в 1646 и сразу же произвёл на него благоприятное впечатление. По просьбе государя новонаходник остался в Москве, где его посвятили в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь он вошёл в так называемый кружок «ревнителей благочестия», главными идеологами которого были духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иоанн Неронов и боярин Фёдор Ртищев.

Именно в этом сообществе единомышленников были определены основные направления церковной реформы, получившей в истории название никоновской:

  1. Активизация религиозно-духовной жизни в стране.
  2. Улучшение нравственности как мирян, так и священников.
  3. Широкое распространение образования.
  4. Приведение к единогласию (однообразию) всех сторон богослужения.
  5. Исправление христианской литературы, перепроверка переводов.
  6. Восстановление забытой к тому времени практики проповедей с амвона.

Будучи, как и царь, грекофилом, Никон считал, что унификация должна проводиться по греческим образцам, в чём получал от Алексея Михайловича всемерные поддержку и одобрение.

Начало реформы

В июле 1652, по смерти патриарха Иосифа, Никон (к тому времени уже новгородский митрополит) был возведён на патриарший престол. При вступлении в должность он вытребовал у царя обещание не вмешиваться в дела Церкви, и слушаться его во всём «аки начальника и пастыря и отца краснейшего». И почти сразу приступил к осуществлению своих планов.

Созван собор под председательством патриарха Иерусалимского Паисия,

Перед Великим постом 1653 г. новый Патриарх Московский и всея Руси предписал креститься тремя перстами вместо двух, как было закреплено за столетие до того на Стоглавом соборе. А вот со следующим шагом никониане явно поторопились. В 1656 году был созван собор под председательством патриарха Иерусалимского Паисия, на котором все совершающие крестное знамение двоеперстием были преданы анафеме. Это прошло настолько поспешно, что не могло не вызвать реакции отторжения, и привело к расколу церкви на Руси 17 века.

Противостояние церковных традиций

Раскол стал одним из выразительнейших явлений русской духовной жизни. С одной стороны никонианцы, приверженцы преобразований по греческому образцу, стремившиеся привнести в богослужебные обряды и книги свежую мысль, поборники серьёзного религиозного образования. С другой, представители нравственных сил старого общества, опиравшиеся на «Стоглав», и готовые «ради древлего благочестия и безнарядья», терпеть муки, лишения и идти на смерть.

Возникновение противоречий

Первое значительное столкновение произошло на никонианском соборе 1654 года, на котором обсуждался вопрос об унификации русской богослужебной литературы по греческим образцам, напечатанным на Западе. Спор между участниками разгорелся именно по этому поводу. Противники реформирования по-византийски во главе с протопопами Аввакумом и Иваном Нероновым выступили за соблюдение старорусской традиции, как определяющей историческую и национальную самостоятельность РПЦ.

Они считали неприемлемым заимствовать обрядовые правила у представителей юго-западных территорий по следующим причинам:

Возникновение противоречий

  • укоренённость в народе мнения о превосходстве русского благочестия над греческим;
  • разлагающее влияние отказа от веками освящённой традиции;
  • самодискредитация константинопольской патриархии во время подписания Флорентийской унии с папским престолом;
  • резкость, безапелляционность и насильственные методы проведения преобразований.

Надо отметить, что никонианство большинством священнослужителей и мирян воспринималось с полной покорностью, чему староверы, находящиеся в меньшинстве (Аввакум, епископ Коломенский Павел, протопоп Даниил, князь Львов), противопоставляли активность, фанатичное упорство в отстаивании своих взглядов и настойчивую их проповедь.

Суть разногласий

Если попробовать дать характеристику церковному расколу 17 века кратко, то можно составить следующую сравнительную таблицу:

До реформы После реформы
Крестились двумя перстами Крестились тремя перстами
Движение верующих вокруг храма крестным ходом по солнцу Движение верующих вокруг храма против солнца
Двукратное пение «аллилуйя» Троекратное пение «аллилуйя»
Земные поклоны Поясные поклоны
Бог Исус Бог Иисус

Для современного человека всё это может показаться не слишком значительно, чтобы возникнуть противостоянию, имеющему в качестве итога кровавые подавления восстаний и возмущений старообрядцев, их массовые самосожжения в течение без малого двух столетий, казни наиболее выдающихся лидеров раскольников. Однако, следует понимать, что религия, определяющая духовную жизнь человека 17 в., оказалась полем идеологической борьбы нового со старым. А к каким катастрофическим последствиям она может привести, очень наглядно продемонстрировал прошлый XX век.

Первые репрессии

Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал,

Обладая всей полнотой не только церковной, но и светской власти, патриарх Никон использовал для подавления инакомыслия весь административный ресурс, находящийся в его распоряжении. Первый удар был нанесён по центру староверов в лице Аввакума Петрова, которого сослали на Байкал, князя Львова — в Соловецкий монастырь, протопопа Даниила — в Астрахань. Епископ Павел вынужден был бежать и скрываться.

Но гонения, которые преследовали цель провести реформу с минимальными потерями, возымели совершенно обратное действие. Они поспособствовали расширению ареала пропаганды и агитации противников никоновских перемен. И добавили им авторитета в народных массах, осенив ореолом мученичества.

Продолжение реформ и последствия раскола

Судьба отвела Никону не так много времени для его знаменательной деятельности по обновлению церковных порядков. Поднявшись до самых вершин власти, он переоценил своё значение. Во время войны с Речью Посполитой, когда Алексей Михайлович находился с войсками на вражеской территории, патриарх де-факто руководил страной, выполнял функции главы правительства и к своему высокому чину добавил ещё и звание Великий Государь, пожалованное ему царём. Это вызвало зависть и недовольство правящей верхушки бояр.

Разрыв с государем и опала

Цепь интриг, доносов и нашёптываний привела сначала к охлаждению, а затем и к прекращению отношений самодержца со своим возлюбленником. В 1658 году, по ничтожному поводу (один из царских чиновников отвесил оплеуху его прислужнику) Никон, не отказываясь формально от Московской кафедры, оставил столицу и переехал в свой Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он ещё продолжал называться патриархом, устраивать обители, относиться свысока ко всем попыткам царя примириться, но был уже обречён.

Соборное постановление лишить Никона архиерейства

В 1660 году было оглашено соборное постановление лишить Никона архиерейства и даже священства, но суд по разным причинам состоялся над ним только в 1666 г., когда на Большой Московский собор смогли прибыть патриархи восточных церквей, единственно имеющие право на принятие таких решений. Они перечислили все вины самоустранившегося главы русской церкви, осудили его деятельность на посту иерарха и приговорили к извержению из священнического чина и ссылке в Ферапонтов Белоозёрский монастырь простым монахом. Однако реформаторская практика не подвергалась осуждению и преобразования продолжались.

Лидеры раскольников

Лидеры раскольников

Для судеб наиболее известных деятелей старообрядческого движения 1666 г. стал также датой трагической. На соборе было совершено определение и их печальной судьбы. Александр Вятский, Иван Неронов, Феоктист, Ефрем — принесли покаяние, почему и получили разрешение от грехов. Аввакум, Лазарь и Феодор — преданы анафеме, объявлены еретиками и сосланы, чтобы впоследствии быть заживо сожжёнными. Немного позже пожелали связать с мученическим венцом за старую веру свою жизнь и две представительницы высшей знати страны — боярыня Феодосия Морозова и её младшая сестра княгиня Евдокия Урусова.

Но само движение, приобретшее широчайший размах, уже не могло быть уничтожено или приостановлено. Начался процесс стихийного отделения староверов от РПЦ, доходящий в своей последовательности до актов массовых «гарей», когда протестующие против насильственного изменения обрядности сжигали себя и близких целыми общинами. В понятиях того времени гибель являлась меньшим злом, чем посмертное нахождение в геенне.

Результаты перемен

И всё же, каковы бы ни были причины церковного раскола, с его помощью решался наиглавнейший вопрос о соотношении духовной и светской власти. Унификация обрядности и текстов предполагала укрепление влияния РПЦ, а в результате привело к первому расколу страны по религиозному принципу и преобладанию самодержавия над патриаршеством, которое сначала стало подчинённым административным подразделением, а затем и вовсе упразднено в правление Петра I Алексеевича.

В результате реформы:

  1. Были переписаны и все религиозные книги.
  2. Приведены в соответствие с новыми требованиями иконы и росписи храмов.
  3. Изменены принципы обрядности.
  4. Возник сам термин «православие» (до того использовались истинная, божья или правая вера).

Перемены, связанные с расколом, ещё чётче обозначили социальную разобщённость русского народа, обнажили непримиримые противоречия между представителями различных классов и социальных групп.