Касты и варны в Древней Индии

Общие сведения

В истории определение «каста» изначально относилось к американским колониям, разделявшимся на группы. Но сегодня практически у всех людей касты вызывают ассоциацию сословного деления жителей Индии.

Описание и статус каждой отдельной социальной группы

Историки изучают особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества, так как это явление не теряет своей силы уже несколько тысячелетий. Первое, что говорят ученые: еще с давних времен в Индии общество состояло из варн и каст, и эти определения не являются синонимами.

Основных варн — четыре, каст — тысячи. Все варны разделены на большое количество каст, которые также называются «джати». Последняя перепись, проводившаяся в 1931 г., насчитала в стране более 3000 каст. Ученые говорят, что ежегодно их число увеличивается, но не могут точно указать цифру.

Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте.

Можно привести простой пример на основе самого богатого слоя населения. Люди, которые вырастают в этих семьях, не становятся в дальнейшем одинаковые по интересам и роду деятельности, но занимают примерно один статус в финансовом плане.

Они могут быть представителями творческой элиты, успешными предпринимателями, путешественниками или меценатами — это и есть касты.

Индийцы делятся на четыре класса варн:

  • брахманы — наивысший слой, куда относятся духовные наставники и жрецы;
  • кшатрии — воины, принимавшие участие в битвах, охраняя страну;
  • вайшья — ростовщики, фермеры;
  • шудры — низший слой, куда входят прислужники и наемные рабочие.

Также существуют члены общества, не находящиеся ни в одной варне — этот класс населения называется неприкасаемые. Причем он тоже разделен на подгруппы. То есть индийские жители могут не находиться в какой-то варне, но обязательно состоят в касте.

Описание особенностей

Определить свою варну и «джати» можно по праву рождения, все группы объединяют людей с учетом рода работы, религиозных убеждений и закрыты для человека из низшей касты.

Все касты должны соблюдать требования:

Особенности разделения на классы

  • определенное владение движимым и недвижимым имуществом;
  • одна профессия и религиозная община;
  • эндогамия — брачные союзы можно заключать лишь внутри касты;
  • четко установленный список прав;
  • невозможность совместного употребления пищи и физического контакта с людьми других каст;
  • наследственность — принадлежность к конкретной группе можно узнать по праву рождения, невозможно перейти в высшую касту;
  • цвет одежды;
  • разрешенная к употреблению пища: сырая, жареная, вареная, вегетарианская либо мясная.

История возникновения

Принципы принадлежности к определенному сословию

Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.

В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.

В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:

  • кшатрии — из рук;
  • брахманы — из губ;
  • шудры — из ступней;
  • вайшья — из бедер.

Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.

Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».

Через время, когда на территории Индии ослаб буддизм и повсюду начали принимать индуизм, внутри варн начало происходить еще большее деление, так начали основываться касты.

Варны в Древней Индии

Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.

Высшее сословие брахманы

История возникновения каст в Индии

На санскрите Брахман (Бог-создатель, душа Мира, благоговение) бывает мужского и среднего рода. В последнем случае ударение находится на первой букве «а», в первом — на второй «а». В среднем роде Брахман/Браман означает наивысший принцип философии Бытия — Нирваны или Сознания. В мужском роде слово олицетворяет святое Писание и его носителей — брахманов.

Духовные наставники, учителя, философы, религиозные деятели, которые досконально знают священные «Веды» — все эти люди относятся к варне браманов, наивысшей и самой уважаемой среди всех классов. Они занимаются научной работой, судебной системой и управлением города. Брахманы высокодуховны и щедры, уравновешены и аскетичны.

Даже если браман занимается недостойной для его рода работой — ткачество или фермерство, это обусловлено тем, что он пытается постичь суть действа, ведет философские размышления и наблюдения. Считается, что белый — это только цвет брахманов.

Нанести вред браману — это тяжелейшая карма, которая до конца жизни будет преследовать того человека, который посмел преступить тысячелетние традиции.

Средний класс кшатрии

К среднему сословию кшатрии относятся: правители, воины, административные работники, военные начальники. В древние времена их считали потомками ариев, аристократов по праву рождения и великих воинов, которые добились своего статуса подвигами: полны милосердия и терпеливости, духовной силы и чувства героизма.

Высшее сословие брахманы

В их руках сосредотачивалась политическая власть, зачастую они имели огромные поместья и владели большими земельными территориями. Так, они получали двойной доход: от угодий и государственное жалование за военные подвиги (при их наличии). Кшатриям разрешалось даже убивать во имя восстановления справедливости и сохранения чести людей, которые не могли это сделать за себя. Красный цвет — относится лишь к кшатриям.

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Средний класс кшатрии

Третья группа «дважды рожденных» каст (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедшие обряд упанаяна. Упанаяна является символом второго рождения и позволяет брать участие в ритуалах) — это вайшьи.

Сюда относились люди, которые тесно имеют дело с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их склад ума значительно отличался от брамана: предпринимательская жилка находилась в крови, и уже в детстве вайшьи могли заработать себе на жизнь.

Это не означает, что этот человек постоянно находился в богатстве, являясь торговцем. Вайшью всегда изучал достойное ремесло, которое могло поддерживать необходимый уровень жизни. Причем вайшью принадлежал желтый цвет, он являлся простолюдином и не имел какого-то веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, не был гоним.

Бедняки — шудры

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Слуги, наемные работники, и вообще все жители, которые находятся за гранью бедности, как духовной, так и финансовой, называют шудрами. Контакт и общение с этими людьми высших варн являлся недостойным, это грозило даже позором на всю жизнь.

Из всех классов лишь шудры постоянно терпели сильные угнетения со стороны правительства: они оплачивали самый большой налог, их судили за нарушения особенно жестко, им не разрешалось проводить ритуалы, а это является очень весомым знаком. Людей из этой варны можно было купить либо продать, отнять их имущество, не переживая за последующее наказания: объяснялось это одной причиной — они были рождены прислуживать, а, соответственно, роптать не имеют права. Конечно, цветом шудры является черный.

Неприкасаемые (чандалы) и парии

Бедняки — шудры

Отдельный класс, который нельзя отнести ни к какой из 4 варн, — неприкасаемые. Эти люди продолжительное время постоянно притеснялись, испытывали на себе ненависть со стороны остальных сословий. Это обусловлено тем, что в понятии индуизма далиты в прошлой жизни грешили и вели неправильный образ жизни, теперь они за это наказаны. Неприкасаемых называли термином «далит», это переводится как «угнетение».

Неприкасаемые находятся где-то за чертой этого мира и даже не являются людьми в буквальном смысле. Как правило, это бездомные, живущие в отдельных гетто, трущобах и на улицах, роющиеся на помойках. В наилучшем случае далиты могли заниматься самой грязной работой: убирать мертвых зверей, нечистоты, туалеты, сжигать умерших животных, работать кожевниками, могильщиками.

Причем количество неприкасаемых составляет приблизительно 12−16% всех жителей страны. Так, примерно каждый седьмой индиец является неприкасаемым.

Неприкасаемые чандалы и парии

Касте далитов нельзя было находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, торговых лавках, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с остальными людьми, но и наступать на их тень. А браманов оскорбляло уже лишь присутствие этого человека в поле видимости.

К счастью, на сегодняшний день все изменилось — на государственном уровне запретили угнетение неприкасаемых, теперь им разрешено появляться в любом месте, получать медицинскую помощь и образование.

Хуже, чем быть рожденным неприкасаемым, являлось лишь родиться парией — еще одна каста людей, которые полностью были вычеркнуты из социальной жизни. Ими являются рожденные от париев или во время межкастового брака, но было время, когда лишь случайное касание пария могло сделать человека таким же по классу.

Современная Индия

Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.

Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:

  • бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
  • джинвар — доставщики воды;
  • дарзи — изготавливают одежду;
  • бханги — уличные дворники.

Современная Индия

Большинство людей склонны к тому, что касты — это зло, так как они дискриминируют целые социальные группы населения, лишая их прав. В выборной кампании некоторые политики используют эту хитрость — утверждают, что борьба с классовым неравенством, это основное направление их деятельности.

Естественно, деление на касты со временем утрачивает значение для людей, но еще играет немаловажную роль в религиозных и личностных отношениях, к примеру, в вопросах партнерства в бизнесе или заключении брачного союза.

Индийское правительство много делает для равноправия всех жителей: на законодательном уровне они равны. Сегодня карьера индийского гражданина, тем более в больших городах, зависит не только от происхождения, но и от навыков, знаний, личных достижений.

Отличным примером этого является Президент Кочерил Раман, который был рожден в касте неприкасаемых, выбранный в 1997 г. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, получивший юридическое образование в Великобритании, а в дальнейшем написавший Конституцию в 1950 г.

Этот документ содержит Таблицу каст, и любой гражданин вправе получить соответствующее свидетельство, где указывается подгруппа по праву рождения. В Конституции сказано, что учреждения не могут интересоваться, к какой джати принадлежит человек, если он этого не хочет.