Белая и черная слобода

Города на Руси стали возникать уже в древности. Основным занятием их жителей, как и везде, являлись торговля и разные виды ремесел. Купцы вели свою деятельность как внутри страны, так и с другими государствами. Ремесленники осваивали разные специальности.

Все они в древнерусских городах обычно селились в одной определенной части города. Обычно это была территория, окружавшая его административный центр, имеющий крепость, куда укрывшись горожане в случае военных нападений на город. Сама же жилая часть, где вели ремесленники и торговцы свою деятельность, постепенно получала название посад. Она тоже часто имела определенные крепостные сооружения для защиты. По обозначению основного места проживания и населявшие эту часть города люди получили название посадских.

Их юридическое положение постепенно определялось. Особенно этот процесс усилился с конца XV столетия, когда в целом завершался процесс формирования единого централизованного Московского государства. Ведь раньше при наличии разных княжеств на Руси положение городских жителей в них могло быть очень разным. Например, сильно в этом отношении выделялся Великий Новгород, в котором купцы и ремесленники принимали активное участие в политической жизни города, в его управлении.

В своем традиционном виде категория населения посадские люди чаще всего изучается учеными применительно к XVI–XVII столетиям. Именно в это время юридически положение посадских людей устоялось примерно одинаковым для всей территории страны и получило законодательное закрепление.

Обычно отмечается, что по отношению к городскому населению государство проводило такую же политику, как и к сельскому. Она заключалась в стремлении удержать население на местах своего проживания с целью более удобного сбора с него налогов, взимания иных повинностей. Ученые отмечают, что для государства в те столетия одной из основных проблем была нехватка населения на такую большую территорию, которое оно занимало.

Поэтому хотя посадские люди формально считались свободными, как и сельское население, постепенно государство принимало законодательные меры для их прикрепления к городам, в которых они проживали (то де самое проводилось по отношению к крестьянам).

Одним из заметных фактов в юридическом положении этой категории было наличие среди них людей, которые проживали на землях города, принадлежавших не государству, а другому частному владельцу, например, крупному боярину. Такие поселения назывались белыми слободами. Их особенность заключалась в том, что они не платили государству налогов, не несли тягла (все виды повинностей государству), они выплачивали сборы своему владельцу. Те посадские люди, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства, составляли черные слободы.

Посадские люди, их права и обязанности

положение посадских людей

Для осуществления своей деятельности ремесленники и торговцы обладали определенными правами. Вообще жители посада не решали обычно разные юридические дела сами по себе, они составляли общину, которая защищала всех своих членов. Поэтому население посада имело право на формирование своих органов самоуправления, занимавшихся его делами. Эти органы в определенных случаях подавали челобитные царю, обращались к государственным властям.

Посадские люди несли повинности, налагаемые государством. В первую очередь это были различные сборы, которые взимались либо деньгами, либо натуральными продуктами, ремесленными изделиями, предметами торговли. Иногда они выполняли и некоторые трудовые повинности.

Черные слободы вели борьбу за ликвидацию белых и уравнивание в правах и обязанностях всех ремесленников и торговцев. Привилегии жителей белых слобод вызывали среди них протест. В результате в середине XVII столетия белые слободы были ликвидированы и стали нести повинности так же, как и черные. Это получило законодательное закрепление в Соборном Уложении 1649 года.

Самоуправление в посадах

Важный темой при изучении истории посада является система его самоуправления. О ней ведется речь применительно к XVI–XVII столетиям, поскольку именно в это время возникла необходимость организовать внутреннюю работу и организацию горожан в едином централизованном государстве (раньше в древности у них было вече, которое играло замерную роль в политической жизни).

посадские люди повинности

Высшим органом самоуправления считается земская изба. Ее возглавлял староста, который избирался жителями посада. В избе работали несколько его помощников, писцов. Важной должностью были земские целовальники, которые принимали участие вместе с представителями государства в судебных разбирательствах. Некоторые дела (например, имущественные) решались самими выборными судебными должностями лицами. Была и должность сборщиков податей для государства.

Конец истории посадских людей

Уже применительно к XVIII столетию ремесленников и торговцев перестают называть посадскими людьми. В это время по-разному меняется их юридическое положение в зависимости от проводимой по отношению к ним политики. Например, царь Петр I хотел ввести в городах еще большую степень самоуправления.

В целом следует отметить, что и в XVIII– XIX столетиях занятия городского населения и организация их деятельности на началах общинных, артельных оставались прежними. Поэтому просто меняется терминология по отношению к этой категории населения. Например, появляется понятие мещане.