Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Историческое событие

На знаменитой картине В. Сурикова изображено трагическое событие осени 1698 года. Государство возглавил великий реформатор Пётр I. Политика нового правителя вызывала недовольство многих дворян, старых военачальников и, конечно же, рядовых солдат.

Стрелецкие полки

До воцарения Петра стрелецкие полки были самими привилегированными подразделениями русского войска. Они имели высокое жалованье, лучшие земли и особое право заниматься торговлей, не уплачивая больших налогов. Первый император полностью лишил стрельцов этих привилегий. Недовольство отдельных воинских подразделений усиливалось и в силу других факторов:

  • длительная воинская служба без права отпуска и выходных;
  • низкое жалование;
  • активная эксплуатация стрельцов во время Азовских походов;
  • большие потери в полках во время штурмов крепостей Азова;
  • назначение иностранных офицеров на высшие военные должности.

Кроме этого, бывшая правительница Софья Алексеевна активно призывала стрельцов организовать бунт и свергнуть Петра Первого. В июне 1698 года восставшие полки вступили в бой с правительственными войсками. Силы были не равны, поэтому битва закончилась полным поражением стрельцов.

Расследование преступления против власти велось в несколько этапов. Зачинщики и руководители бунта были казнены, несколько сотен солдат отправили в ссылку. Но Пётр Первый не был удовлетворён результатами сыска. Император решил устроить показательную казнь преступников на Красной площади. Именно это жестокое событие описал Василий Суриков в своём живописном сочинении «Утро стрелецкой казни».

10 октября 1698 г. рано утром было казнено около 1 тыс. стрельцов, более 500 бунтовщиков избили кнутами, клеймили и отправили в ссылку. Ещё несколько сотен было отправлено в тюрьмы и крепости, находящиеся в разных частях страны. Пётр Первый лично отрубил головы пятерым преступникам. Бутовщиков везли на телегах, украшенных чёрными лентами. В руках осуждённые держали свечи.

Пётр I опасался повторных бунтов. Чтобы вселить ужас, трупы стрельцов не убирали с площади в течение 5 месяцев. Несколько преступников повесили напротив окон Софьи Алексеевны. Семьи стрельцов были полностью лишены имущества.

Описание картины

Действие, изображённое на полотне, происходит рано утром на Красной площади вблизи храма Василия Блаженного. Композиционно картину можно разделить на 3 части: место казни, осуждённые и их семьи, император со свитой.

Изображение места казни

Для создания мрачной атмосферы предстоящей казни художник изображает серое небо, чёрную землю с лужами. Даже красочный храм Василия Блаженного выглядит бледным в этот трагический день. Художник осознанно выбрал приглушённые тона для изображения сооружения. Вершины куполов храма обрезаны верхним краем полотна. В анализе критиков этому художественному приёму уделяют особое внимание. Суриков обезглавил символ народной веры, подчёркивая жестокость и несправедливость события.

Изображение места казни

На заднем фоне можно видеть:

  1. часть кремлёвской стены;
  2. подготовленные виселицы;
  3. ворон, кружащихся над башней.

Изучая описание картины «Стрелецкая казнь», можно заметить, что Суриков не изображает кровавых сцен насилия. Важнейшая задача художника заключалась в создании мрачной трагической атмосферы. Именно изображения погоды и архитектурных элементов являются главными эмоциональными элементами полотна.

Портреты стрельцов

Центральное место в композиции занимают портреты стрельцов и их родственников. Каждый персонаж тщательно проработан живописцем и наделён индивидуальным характером. На полотне изображено 50 фигур осуждённых и членов их семей.

Портреты стрельцов

Для описания многолюдной толпы Василий Суриков использует свой любимый приём — ограничение пространства для персонажей. Стрельцы с жёнами, детьми и родителями занимают небольшое место на площади. Благодаря такому приёму, толпа воспринимается, как единый организм.

Стрельцы резко контрастируют с другими персонажами. На мрачном сером фоне их белые рубахи выглядят ярко и необычно. В руках осуждённые держат свечи, которые являются обязательными атрибутами поминальной службы. Суриков помещает этот предмет в руки живым людям, подчёркивая их обречённость. Не меньшего внимания заслуживают образы родственников стрельцов. На картине можно видеть:

  • плачущую жену начальника стрелецкого полка;
  • женщину с опущенной головой;
  • маленькую дочку бунтовщика.

Некоторым бунтовщикам, женщинам и детям Суриков посвящал отдельные этюды. Критики давали краткие характеристики всем персонажам произведения искусства.

Император со свитой

Император со свитой

В правой части полотна изображён правитель государства Пётр Первый. Исходя из рассказов историков, Суриков не раз высказывался о неоднозначном отношении к фигуре императора. С одной стороны, он восхищался его мудростью и смелостью, а с другой стороны, художник осуждал его чрезмерную жестокость. Но портрет правителя получился нейтральным.

Изображён строгий образ Петра I, который с гневом и яростью смотрит на непокорного мятежника. Эта композиция связывает левую и правую часть картины. Возле императора можно рассмотреть:

  1. Офицеров Преображенского полка;
  2. Иностранных наблюдателей;
  3. Александра Меньшикова, расположенного спиной к наблюдателю;
  4. Представителей старого дворянства.

Легендарное полотно выставлено в Третьяковской галерее. Рассмотрев работу художника, можно проникнуться трагедией минувшей эпохи и сделать кратко описание картины «Утро стрелецкой казни».