Серебрякова за туалетом

История создания произведения

Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году, а в 25 лет создала одно из полотен, прославившее её в России и за рубежом. Картина называется «За туалетом. Автопортрет». Для творчества Зинаиды характерно то, что она часто изображала себя, и эта работа не стала исключением.

По словам девушки, в год создания произведения зима пришла слишком рано. В то время Зинаида и её дочь жили в деревенском доме, расположенном неподалёку от села Нескучное. Художница слышала, как на улице завывает мебель, а в комнате было так тепло и хорошо, что ей захотелось изобразить себя за ежедневным туалетом. Забавляясь, она стала рисовать своё отражение, а потом сделала наброски предметов, стоящих на туалетном столике.

Описание картины серебрякова за туалетом

Брат художницы настоял на том, чтобы она послала полотно на выставку в Санкт-Петербург. Седьмая экспозиция, организованная Союзом русских художников, переехала в Северную столицу из Москвы в 1910 году, и картину выставили среди других произведений. Критики, литераторы и искусствоведы отнеслись в работе юной художницы положительно. Неодобрительных высказываний не было. Деятели искусства, которые дали живописному творению высокую оценку:

  • Валентина Князева;
  • Дмитрий Сарабьянов;
  • Алексей Савинов;
  • Александр Бенуа;
  • Валентин Серов.

Валентина Князева отметила, что в этой работе Серебрякова реализовала сложные приёмы, сочетая традиционные подходы с новаторскими. До Зинаиды многие художники использовали зеркало, чтобы писать своё отражение. Но у них главным было изображение персоны, без акцента на то, что это отражение. Серебрякова изобразила именно зеркало, а в нём — себя в окружении безделушек.

Описание картины

На картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» изображена сама художница на фоне деревенского интерьера. Женская фигура занимает центральную часть композиции. Справа внизу — подсвечник, отражённый в зеркале. Видна рамка зеркала, придающая сюжету законченность. На туалетном столике расставлены предметы:

Зинаида евгеньевна серебрякова за туалетом

  • духи;
  • ожерелье в баночке;
  • футляр с торчащими булавками;
  • кружевные платочки и разные мелочи.

На заднем плане комната с незатейливой обстановкой. Глядя на предметы быта, несложно понять, как жили люди в глубинке. Присмотревшись, можно заметить следующее:

  • кувшин — очевидно, для умывания;
  • эмалированный тазик;
  • металлические кружки;
  • кровать, заправленную бельём с рюшами;
  • халат, висящий у двери.

Обстановка простая, но она не вызывает чувства обречённости. Напротив, общая атмосфера полотна радостная, наивно-восторженная. Это достигается благодаря нескольким деталям: у девушки ухоженные, красивые волосы, на её руке широкий браслет, в комнате чисто и аккуратно. На туалетном столике столько всего, что становится понятно: автор картины не бедствует и в целом довольна жизнью.

От картины веет таинственностью, желанием заглянуть в потусторонний мир, прикоснуться к его тайнам. Но это не основная идея полотна. Главное — ощущение радости, беззаботности и умиротворения, которое испытывает девушка. Она молода, красива, впереди спокойная жизнь в окружении любимых людей. Во взгляде нет даже намёка на печаль, переживания или задумчивость.

Колорит и манера письма

На полотне преобладают нежные, жизнерадостные, светлые краски. Передний план ярче, чем задний. Зритель может наблюдать переливы синего, жёлтого и зелёного цветов, любоваться оттенками белого, розового и золотого. Краски подобраны так удачно, что каждый мазок кажется маленькой жемчужиной. Зинаида мастерски использовала белила, которые задают нужный настрой и добавляют картине игривости. На фоне тёмной рамы зеркала полотно выглядит так, как будто оно излучает свет.

Зинаида евгеньевна серебрякова за туалетом автопортрет

Присмотревшись к картине, можно заметить, что количество фактурных мазков отличается на разных участках холста. Это объясняется тем, что произведение было создано за несколько сеансов. Художница прорабатывала форму каждого предмета, стараясь показать его объёмным. На руках и платье выпуклых мазков мало, и это подчёркивает женственность фигуры.

По мнению критиков, картина получилась непосредственной, подкупающей и очень женственной. После выставки она заняла достойное место в Третьяковской галерее, где и находится до сих пор. В школе это произведение изучают на уроке обществознания в 6 или 7 классе в зависимости от программы. Ученики пишут сочинение на тему, связанную с жизнью и творчеством художницы. Учитель может дать и другие задание, например, описать деревенский быт с учётом изображённых предметов или составить словесный портрет девушки.