История создания

Работу над пьесой Чехов начал в 1901 году. Первоначальная концепция предполагала создание легкого, веселого произведения: автор испытывал острое желание отойти от драматической направленности после выхода в свет “Трех сестер”. Так, в письмах к своей супруге, Антон Павлович подчеркивал, что основой сюжета для нового и смешного произведения станет продажа родового имения с молотка. Но замыслу не суждено было сбыться: текущие реалии внесли корректировки. В то время продажа дворянского имения с молотка за накопившиеся неподъемные долги была стандартным явлением. Сам Чехов не понаслышке знал о чувствах своих героев: его семья также была вынуждена выставить родовое гнездо на продажу.

Работа над "Вишневым садом” давалась Чехову крайне тяжело: обостряется заболевание легких, состояние писателя ухудшается с каждым днем. Антон Павлович стремился максимально точно раскрыть характеры своих героев и главную мысль произведения. Он так и не смог сдержать тревожных мыслей за судьбу российского дворянства и страны, поэтому “Вишневый сад” получился еще более мрачным, чем остальные работы.

Несмотря на болезнь, которая отнимала все силы, Чехов посетил премьеру спектакля “Вишневый сад”. Зрители с восторгом встретили пьесу, наградив ее автора громовыми аплодисментами. "Вишневый сад” - последняя работа Чехова.

Тема и композиция

чехов вишневый сад анализ

Анализ пьесы Чехова “Вишневый сад” стоит начинать с разбора главной темы. Так, основной мыслью является далеко не новая для литераторов тема смены эпох. Перемены всегда происходят неожиданно и стремительно, не давая времени на приспособление к новым реалиям. Не каждому человеку дано принять новое устройство мира, а тем более найти в нем свое место.

В пьесе поднимается проблема конфликта поколений: автор мастерки использует образы главных героев, чтобы создать символы прошлого поколения, настоящего и будущего. Непонимание, которое возникает между героями-представителями разных эпох, приводит читателей к основной мысли произведения о необходимости следовать за временем, успевать за всеми изменениями.

Примечательно, что за образом вишневого сада стоит образ всей России. Через призму отношения к нему главных героев, автор показывает отношение к стране: Анна и Петр мечтают о новом, стремятся забыть прошлое, Раневская и Гаев испытывают любовь к старому саду, но ничего не предпринимают для его спасения. Чехов проводит параллель для читателей, показывая неизбежность “смерти” прежней России после ухода старого поколения, но выражает надежды на построение нового государства поколением, которое установит иной уклад жизни. 

Вишня, цветущая ровно неделю в мае, прекрасна и благоуханна, но быстро опадает. Также прекрасен был расцвет российского дворянства, который вскоре сменился молниеносным падением из-за долгов и бессмысленной полемики.

Пьеса включает пять частей. Первая - экспозиция - ожидание возвращения хозяйки имения Раневской с дочерью Аней из Парижа. Обитатели дома не взаимодействуют между собой, не слышат друг друга, поэтому зачастую их реплики звучат невпопад. Подобное разобщенное многоголосье идентично положению в стране, объединяющей под своей сенью множество непохожих друг на друга людей, с разными взглядами. В первой же части читатель узнает об угрозе неминуемого разорения имения, но видит, что ни хозяйкой, ни ее братом не предпринимаются попытки остановить банкротство. Когда Лопахин предлагает план спасения: вырубить вишневый сад для строительства дач, хозяева с негодованием отвергают его.

Второе действие показывает читателю полное бездействие Раневской, которая купается в собственных страданиях, предпочитая постоянно возвращаться к воспоминаниям о былой жизни, ничего не предпринимая для спасения себя, семьи, имения. Кульминация, третья часть произведения, показывает бал, организованный старыми владельцами сада в параллель проходящим торгам. Усадьба продана с молотка, новый владелец - сын бывшего крепостного семьи - Лопахин.

Четвертая часть, развязка, рассказывает о возвращении на круги своя жизни Раневской: дама опять в Париже, с бывшим любовником, где, наверняка, промотает остатки состояния. Остальные герои разбредаются кто куда, кроме старого слуги Фирса, которого забывают в пустом доме.

Главные герои

вишневый сад анализ произведения

Глубже понять пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад” поможет анализ главных действующих лиц. Укрупненно героев можно разделить на две основных группы: прошлое, настоящее, будущее. Люди прошлого поколения - образованны, деликатны, но инфантильны, эгоистичны и бездеятельны: Раневская, Гаев, Фирс. Люди настоящего - новые “хозяева” жизни, новое поколение богачей, которое не может отделаться от памяти о низком социальном статусе предков, что делает их глубоко несчастными (Лопахин). Рациональны, деятельны и практичны. Люди будущего - хотят снести все старое для строительства нового уклада. Испытывают желание трудиться, развиваться: Аня, Петя, Варя. Каждый персонаж пьесы имеет свой образ, свою правду, ярко выраженных отрицательных или положительных героев нет:

Любовь Андреевна Раневская

Немолодая помещица, вдова дворянина, умершего от пьянства и оставившего семье неподъемные долги. Из-за мужа потеряла связь с родственниками, на поддержку которых теперь нельзя рассчитывать. Потеряла сына - утонул в реке. Связь с другим мужчиной после смерти мужа привела к полному разорению и попытке покончить с жизнью через отравление. Не умеет отстаивать свое мнение, ранима, чувствительна, не обладает навыками ведения хозяйства и рационального распоряжения деньгами. В финале возвращается к любовнику, разорившему ее, не видя всего ужаса своего положения.

Леонид Андреевич Гаев

Брат Любови Андреевны, холостяк, всю жизнь проживший в родовом имении. Живет в долг, погряз в иллюзиях и мечтах, красиво говорит пустые речи, сплетничает, плетет интриги. За спиной сестры обвиняет ее в потере поддержки влиятельных родственников, своей вину за бездумную растрату денег не чувствует. В конце пьесы принимает судьбу - утраивается на работу в банк.

Фирс

Старый лакей, который служит семье с самого детства Гаева и Раневской. До сих пор проявляет заботу за повзрослевшим хозяином. Не смог принять отмену крепостного права. Остается забытым всеми и ненужным никому в пустом доме.

Ермолай Алексеевич Лопахин 

Трудолюбивый, практичный, рациональный и амбициозный сын бывшего крепостного семьи Гаевых. Постоянно думает, что образования недостаточно для общения с дворянами, поэтому всегда зажат. Стесняется сделать предложение дочери Раневской, так как по-прежнему считает себя ниже их семейства. Покупает имение с молотка для уничтожения, чтобы отомстить за рабское положение предков.

Аня

Дочь Раневской, юна, утонченная и красива. Несмотря на мечтательность и наивность, хочет трудом добиться благополучия. В финале покидает имение, чтобы учиться, получить профессию, начать работать и обеспечить мать. Становится символом надежды будущей России. Не испытывает жалости к саду, хочет посадить свой, новый.

Петя Трофимов

Вечный студент в свои тридцать, отличающийся умом и рассудительностью. Беден, не имеет дома. Горд, говорит резко, прямолинеен, но на ответные упреки обижается. Дальше высокопарных речей дело не идет. Влюблен в Аню, но действовать не намерен. Равнодушен к судьбе сада, считает, что дворяне получили блага незаконно, за счет крестьян.

Варя

Приемный ребенок Раневской. Отличается трудолюбием и скромностью. Богомольность сочетает со скупостью: переживает, что мать транжирит деньги, экономит на питании слуг. Влюблена в Лопахина, не получает взаимности и замыкается в себе. В финале пьесы поступает на службу экономкой к другой семье. Готова отдать последнее для спасения сада, так как всю жизнь посвятила спасению дома семьи, приютившей ее.

Жанровые особенности

Жанр пьесы не очевиден. Сам автор относил произведение к комедии, с чем не согласны критики и знатоки литературы, по мнению которых пьеса относится к трагикомедии или драме. Вероятно подобное разночтение жанра сыграло роль в успехе произведения. Автор активно применяет элементы нового на тот момент течения - “театра абсурда”: герои зачастую будто говорят сами с собой, их реплики лишены смысла, не связаны логикой между собой и происходящим вокруг. Личность, оторванная от социума, одиночество человека в толпе - еще одни признаки, присущие театру абсурда.

Пьеса “Вишневый сад”, с восторгом принятая критиками и современниками, до сих пор вызывает бурные обсуждения на тему основной мысли автора. Отображенное в произведении крушение эпохи дворянства и переход к капитализму стоит воспринимать не как безысходность жизни, а как закономерность бытия: после зимы всегда наступает весна, а после самого темного времени суток - рассвет.