История создания

Весной конца XIX века, после продолжительного времяпрепровождения в стенах санатория, Антон Чехов вернулся в родное поселение. Рассматриваемое в анализе произведение было написано в перерывах между строительными работами, открытием нового учебного учреждения и встречами с близкими, друзьями и знакомыми.

В собственно написанных письмах русский талантливый творец описывал некоторые творческие моменты. Изначально задумывалось, что в центре сюжета произведения будет стоять семья Филимоновых. Но по мере написания основные детали менялись, как и действующие лица. Впоследствии новый рассказ удивительного писателя был прекрасно принят мыслителями, литературными деятелями и критиками.

Тема и проблематика

Ионыч Чехова анализ

Разбирая анализ «Ионыча» Чехова, не стоит упускать из внимания темы и проблематики, затронутые талантливым русским творцом.

Темы, рассмотренные автором:

  • пошлость;

  • городская жизнь.

Первая тема раскрывается через призму образа семьи Туркиных, которые отличаются эксцентричностью, эгоистичностью, нарциссизмом и вульгарностью. Общество, окружающее их, также не способно похвастаться иными чертами характера, оттого они постепенно захватывают новое лицо в роли главного героя произведения.

Вторая тема раскрывается через повседневную жизнь Ионыча. Она размерена, скучна, обыденна и не обладает чем-то удивительным и всеобъемлющим. Каждый житель омрачен апатией, и именно апатию можно назвать главной болезнью земской землянки.

Проблематика, рассмотренная автором:

  • деградация личности;

  • гибель возвышенной души человека.

Первая проблематика раскрывается через образ главного героя, который на протяжении всего рассказа меняется исключительно в худшую сторону. Семья Туркиных, их окружение и сам город «съедают» некогда целеустремленного и «живого» персонажа, и он сказывается в беспросветную пошлость, вульгарность и лень.

Вторая проблематика опять же демонстрируется через образ главного героя, который «погибает», попав в новое общество с отсутствием целей, амбиций и идеалов. Оно прогнило, и Ионыч также начинает «гнить».

Жанр, композиция

Жанр рассматриваемого произведения — рассказ, оформленный в характерных чертах такого направления как реализм. XIX век славился его рассветом, отчего неудивительно, что в написанных строках проскальзывает нечто повсеместное, способное случиться с каждым человеком, какой бы образ жизни он не пытался вести.

Рассказ состоит из пяти связных и дополняющих друг друга частей, в процессе литературного содержания которых раскрывался и видоизменялся основной посыл рассказа. Можно сказать, что произведение представляет собой текстовую лестницу из сюжетных послесловий, описывающих биографические сводки главного героя — Ионыча.

  1. В первой сюжетной составляющей главный герой только начинает работать в роли земского врача — он приятен, мил и не испорчен общественными мнениями, сторонними ценностями, взглядами и нравственными представлениями.

  2. Во второй и третьей сюжетных составляющих итоги разворачиваются спустя несколько месяцев после внезапного подъема по карьерной службе. Несмотря на тот факт, что главный герой всеми усилиями пытается повышать квалификацию, через текстовые строки можно заметить его отчужденность и незаинтересованность в дальнейших профессиональных перспективах.

  3. В четвертой сюжетной составляющей происходит тонкое душевное объединение главного героя и местных жителей, которые утратили какие-либо нравственные и моральные ценность. В образе Ионыча четко видны новые изменения.

  4. В пятой сюжетной составляющей, финальной, происходит его окончательное перевоплощение в совершенного другого человека — у него отсутствуют силы, желание и интерес двигаться дальше, достигать поставленные цели и стремиться исключительно к лучшему.

Благодаря анализу рассказа «Ионыч» обычные обыватели и школьники, столкнувшиеся с творческими заданиями подобного типа, могут углубиться и в деталях разобраться с основной идеей рассматриваемого произведения, которая сталкивает читателей с простой мыслю — если следовать общественному мнению, прислушиваться к каждому слуху, можно убить в себе человека.