Далее представлен рассказа Уроки французского анализ с подробным описанием темы, композиционных особенностей и автобиографических элементов рассказа.

Краткий анализ «Уроков французского»

  • Год написания: 1973

  • Основная тема: бедность, неравнодушие посторонних людей, значение учителя в жизни ребенка, несправедливость.

  • Направление: реализм.

  • Жанр: рассказ.

  • Композиция: традиционный рассказ с прямым развитием событий от завязки до эпилога.

  • Главные герои: мальчик, чье имя не упоминается (страдает от недоедания и очень хочет овладеть французским языком), мама мальчика (воспитывает в нищете троих детей и делает все возможное, чтобы они могли получить образование), Лидия Михайловна (преподает в городе французский язык и начинает заботиться о мальчике), Василий Андреевич (глава городской школы, неправильно истолковывает действия учительницы).

История создания

Автор рассказа, В. Г. Распутин, считает, что ранний подростковый возраст – это самый важный период формирования личности. Именно в периоде с 10 до 13 лет человек начинает четко осознавать, что в мире нет только «черного» и «белого», и что все вокруг состоит из полутонов. Именно тогда закладываются основы нравственности человека, и во много они зависят от того, какое отношение ребенок встречал от окружающих.

Сам В. Г. Распутин родился в 1937 году. Его ранний подростковый возраст как раз пришелся на послевоенные годы, в которые Советский Союз пытался восстановиться от потрясений. Маленький Распутин переехал из деревни Аталанка в районный центр, который находился за 50 км от его родного дома. Ему пришлось тяжело в новой школе, и он был вынужден терпеть плохое отношение одноклассников, вести полуголодное существование и жить в чужом доме. Именно об этих переживаниях написал Распутин в своем рассказе. Но, делая анализ произведения «Уроки французского», необходимо упомянуть, что и в жизни самого автора была добрая учительница Лидия Михайловна. Она помогала ему справиться в жизненными трудностями, а в последствии Распутин успешно закончил университет в Иркутске и стал знаменитым писателем.

распутин уроки французского анализ

Тема и идея

В произведении автор больше всего говорит о двух чувствах: голоде (физическом) и гордости (моральном). Главный герой постоянно недоедает, но мужественно сносит все испытания ради образования, пытаясь худо-бедно поддерживать свое здоровье. Но принимать помощь от других он тоже не готов, так как ему мешает гордость. К тому же, он понимает: когда учительница отдает продукты ему, она отнимает их от себя.

Учительница же, в свою очередь, делает все, чтобы помочь своему худому подопечному. Она не настаивает на том, чтобы он принимал от нее продукты, так как уважает мальчика и его чувства. Вместо этого она использует различные хитрости, чтобы все-таки помочь, но при этом не задеть гордости своего ученика. В результате она жертвует даже работой и ни капли не смущается, так как знает – она выполнила свой учительский долг, что бы кто там о ней не думал. Ведь в помощи ученикам этот долг и состоит.

Композиция рассказа

Все события в рассказе описываются от первого лица – мальчика. Его имени мы так и не узнаем, но, зная историю написания «Уроков французского», понимаем, что В. Г. Распутин делится с читателями собственными воспоминаниями.

Рассказ имеет традиционное прямое развитие: завязка, кульминация и развязка. Но примечательно, что основную тему автор не раскрывает постепенно, а сразу же сообщает читателям в первом предложении. Получается, что мы постепенно углубляемся в нее, читая строчку за строчкой и начиная понимать, каким именно образом развивается эта авторская мысль.

Жанровые особенности

Жанр рассказа как нельзя лучше подходит для того, чтобы автор мог поделиться собственными мыслями и говорить с читателем о тех проблемах и событиях, которые его волнуют. Завершая анализ «Уроки французского» Распутина, отметим, что в течение всего произведения события показываются только от лица мальчика-рассказчика, не отвлекаясь на других героев. О том, что происходило с ними и что они чувствовали, мы можем судить, только увидев события глазами главного героя. Так, например, мы не узнаем, что Лидию Михайловну уволили за «совращение», а видим только, что «через три дня она уехала». О том, что произошло, мы можем только догадываться – также, как и мальчик.