Стихотворение Есенина «Собаке Качалова»

Краткая история создания

Текст стихотворения, которое нередко называют по первым строчкам «Дай, Джим, на счастье лапу мне», был написан Сергеем Есениным в 1925 году, ставшим для поэта последним. Некоторые исследователи отмечают, что стих можно даже назвать своеобразным завещанием лирика, его прощанием с читателем. В основу положен реальный факт. Придя в гости к своему другу Василию Качалову, Есенин не застал его дома. Но вместо этого он получил возможность познакомиться с Джимом, псом Качалова.

Питомец, чей образ поэт оживил в стихах, стал его настоящим другом и собеседником, который, казалось бы, понимает все, что ему говорят, но лишен возможности ответить. Период написания текста был очень сложным для Есенина: он переживал жизненный кризис, перестал верить в себя, разочаровался в возлюбленной и друзьях. Пытаясь найти спасение в алкоголе и краткосрочных романах, он лишь глубже погружался в пучину отчаяния.

Исследователям творчества Есенина не удалось установить, какой женщине он посвящает свои проникновенные строки, у кого просит прощения. Большинство полагает, что это Галина Бениславская, искренне любившая поэта и ставшая для него преданной собачкой, которую можно приласкать или прогнать.

Жанровая специфика

Есенин обращается к собаке

Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.

Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.

По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.

Размер произведения — пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Образная система и тематика

Основная мысль художественного текста заявлена в диалоге лирического героя и пса Джима, о котором автор говорит очень кратко. Порода, внешний вид и возраст питомца не имеют значения, гораздо важнее то, что бессловесный пес оказывается для человека не просто самым лучшим, а единственным другом.

Герой успел всей душой привязаться к Джиму, поэтому ласково называет его «голубчиком». Кроме того, при анализе «Песни о собаке» Есенина следует отметить такие образы:

Василий Качалов

  1. Василий Качалов. О нем в тексте говорится только вскользь, актер обрисован краткими штрихами, поскольку его фигура не важна для реализации авторского замысла.
  2. Незнакомка. По отношению к ней Есенин испытывает нежные чувства одновременно с сожалением. Он несправедливо обидел ее, в чем горько раскаивается. Но лирический герой признает, что неравнодушен к этой даме, ее образ смутил его покой.
  3. Лирический герой. Это человек разочарованный, уставший от жизни. Многие видят в образе черты, роднящие его с автором.

В стихотворении 4 действующих лица, но сюжетная канва строится на основе доверительной беседы собаки и человека, конфликта между ними нет. Напротив, молчаливый пес становится тем единственным, с кем лирический герой оказывается в состоянии поделиться своей печалью.

Ключевые мысли

Основная тема, звучащая в стихотворении, — грусть. Автор просит собаку дать ему лапу «на счастье», поскольку он пытается зацепиться даже за ничтожно малый шанс обрести гармонию с самим собой и с миром. Кроме того, звучат и мотивы раскаяния, которые несвойственны поздней лирике поэта. При обращении к собаке Качалова он говорит, что обижал тех, кто искренне любил его, но сожалеть о своих поступках начал только сейчас. Тяжелые мысли гнетут лирического героя, заставляя его обращаться для «беседы» к питомцу своего знакомого.

Вторая важнейшая тема, которая заявлена в тексте, — отношения человека и природы. Есенин известен как поэт, прославивший русскую природу в своей лирике. Нет ничего удивительного, что отголоски любимой тематики обнаруживаются в этом лирическом тексте.

Кроме того, касается Есенин и темы одиночества, из-за которого его лирический герой вслед за автором испытывает страдания. Ему не удается найти понимания у современников, поэтому приходится искать собеседника среди животных.

Основная идея

Лирическое стихотворение, по духу приближенное к песне, — вот как можно охарактеризовать жанровую специфику текста. Если проводить его анализ по плану, то после определения тематики необходимо обозначить главную мысль и привести аргументы, подтверждающие, что это действительно так.

Лирический диалог с собакой Качалова

Ключевая идея автора, которую он пытается передать через лирический диалог с собакой Качалова, — тот, кто заставляет своего ближнего страдать, будет несчастен сам. Тот факт, что герой поэтического текста два раза просит у собаки подать ему лапу, говорит: этому человеку одиноко, он жаждет общения, но не может получить желаемого у людей, поэтому и выбирает в качестве собеседника пса.

Он очень виноват перед неизвестной женщиной, гнетущее чувство недовольства самим собой мешает ему попробовать вывести собственную жизнь в иное русло, ему хочется пожаловаться в монологе. Дополнительные ключевые мотивы:

  • тоска;
  • сожаление о содеянном и невозможности что-либо изменить.

Лирический герой понимает, что причинил женщине страдания, однако не может извиниться перед ней сам, поскольку этим причинит ей лишь страдания. Вот почему он просит Джима стать его помощником.

Средства художественной выразительности

Есенин известен как поэт, который очень интересно подбирал эпитеты, порой очень емкие и меткие. Однако основная лексика, с которой он работает, — обычная, порой простонародная, понятная любому человеку. Это придает поэтическому тексту напевность, мелодичность, при этом читатель невольно отождествляет себя с лирическим персонажем и начинает смотреть на мир его глазами. Примеры эпитетов: «доверчивая», «милая». Другие средства выразительности:

Стих «Собаке Качалова»

  1. Сравнение: «как пьяный друг».
  2. Метафоры: «бесшумная погода», «бархатная шерсть».
  3. Переход к обыденным деталям из своей жизни поэт подчеркивает включением в текст нарочито просторечных вкраплений: «норовит», «лезешь целоваться», «по-собачьи». Его язык максимально приближен к разговорному, что помогает создать лирический диалог с животным.
  4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в беседе с Джимом.
  5. Риторический вопрос.

Несмотря на кажущуюся простоту и разговорность, стихотворение дышит болью и одиночеством, автор в отчаянии, поскольку не может найти собеседника среди людей. Именно поэтому ему приятно, что пес Качалова может на время стать его лучшим другом, выслушать и понять.