Философская лирика Лермонтова

Ранняя философская лирика

Самые первые стихи Лермонтова были наполнены идеалистическим и религиозным миропониманием. Юный поэт писал о разочаровании в жизни, желании умереть, предательстве любимой, бегстве от людей. Он мечтал раствориться в природе, превратиться в звезду или дерево:

  • «Небо и звезды»;
  • «Чаша жизни»;
  • «Ночь» и другие.

Лермонтов в пятнадцатилетнем возрасте

Но уже в пятнадцатилетнем возрасте в его стихах звучат другие мотивы. Раннее творчество поэта, наполненное философскими размышлениями о людях, своей роли в жизни, больше похоже на поэтический дневник, в котором чувствуется интенсивная работа мысли, желание познать окружающий мир во всей полноте и краске звуков. Он пишет «Молитву», «Монолог», «Мой демон», где хочет сказать, как трагична окружающая человека жизнь: в ней много несправедливости и горя.

Обращаясь к Богу, юноша признается, что слова Всевышнего не доходят до его души, что грешные стихи его пропитаны не церковными легендами, а земными страстями, которым он не находит выхода: «Мир земной мне тесен». Он не может найти в нем гармонии, его бунтующая душа словно заточена в глухую темницу. Стремясь своим гордым сердцем на волю, он «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров».

Эти мысли не оставляют его ни на минуту, на мгновения озаряя «лучом чудесного огня». Но не видя этого чудесного огня в настоящем мире, где повсюду царит зло и равнодушие, поэт от отчаяния резюмирует: «Что толку жить!».

В 1832 году поэт создает знаменитый «Парус», где лирический герой стремится к неизведанному, бурям и страстям. Не найдя гармонию и миропорядок в окружающей его жизни, Лермонтов еще больше расходится с ней во взглядах.

Стихотворение «Монолог» (1829) выражает размышления поэта, что современный мир ничтожен, человеку в нем вовсе не нужны «глубокие познанья и пылкая любовь свободы». Эти мысли отозвались в сердцах лучших людей России эхом пушечных выстрелов, которые прозвучали на Сенатской площади в декабре 1825 года. Не найдя в этой быстротечной жизни счастья, человек умирает. «Все веселее умереть», — приходит к выводу его лирический герой.

Зрелый период творчества поэта

Уже в ранних сочинениях Лермонтова передовая критика увидела страстное желание дать оценку происходящим историческим событиям, понять истинное предназначение поэта в обществе и силой своей прозорливости угадать пути, ведущий к «полному блаженству» и добру. Период с 1836 года по день смерти считается временем зрелого творчества Лермонтова. Философия политической обстановки в современной ему России выразилась в стихотворениях «Смерть поэта» и «Прощай, немытая Россия».

«Прощай, немытая Россия»

Россия, по мнению поэта, является страной «рабства и господ», где душится любая прогрессивная мысль. Тяжело переживая гибель своего поэтического учителя, Лермонтов угрожает «наперсникам разврата», тем, кто погубил Пушкина, «божьим судом». Это справедливый и неподкупный суд, который вынесет справедливое наказание «свободы, гения и славы палачам».

В других стихах поэт одухотворяет мир природы, советуется с ней, как с верным другом, передает свою душевную боль:

Лермонтов пишет стихи

Глубоко и задушевно звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем воплотились и особенности его мировоззрения, и смелая поэтическая фантазия. Поэт хочет избавиться от душевных страданий хоть на минуту, но в то же время он страстно желает жить по-другому. Забвение изображается в виде сна, где слышатся людские голоса, и хочется туда, где прекрасная природа, мир и любовь. В стихотворении очень ярко выражена мечта о счастье человечества. Зрелая лирика Лермонтова говорит о печали, одиночестве, ненужности человеческой жизни:

  1. Настроения многих передовых людей, современников поэта, выражены в стихотворении «И скучно, и грустно».
  2. Воображение Лермонтова занимает образ узника, пленного рыцаря «Узник», «Гляжу на прошлое с тоской», «Благодарность».

Лермонтов восхищается человеческой нежностью и состраданием, дружбой и красотой женщины: «Договор», «Памяти Одоевского», «Спеша на север издалека». В женщине, в отличие от своих поэтических современников, поэт видит личность, способность к нежности и заботе, богатство внутреннего мира: «Соседка», «Слышу ли голос твой» и другие стихотворения.

Изучение стихотворений Лермонтова в школе

При анализе философской лирики Лермонтова на уроке в 10 классе, важно объяснить учащимся, что характерные для поэта пейзажные миниатюры нередко несут в себе размышления о патриотизме, человеческой душе, любви и дружбе. Краткие презентации о годах жизни поэта, предшествовавших написанию того или иного стихотворения, дадут не только дополнительные сведения, но и помогут школьникам понять взаимосвязь биографии и творчества поэта, влияние личных переживаний на его мировоззрение.

«Ветка Палестины»

При изучении темы взаимоотношений человека и природы можно взять нехрестоматийное произведение «Ветка Палестины». Кто-то из ребят подготовит сообщение об истории создания стихотворения, связанного с А. В. Муравьевым и Э. А. Шан-Гирей. Обязательно на занятии выразительное чтение учителя или прослушивание в актерском исполнении. После беседы с классом учитель рассказывает о ситуации, отраженной в сказаниях о Христе.

За всем этим — судьба поэта, и, обращаясь к ветке с вопросами, он задает их себе. Лермонтов, в отличие от благостного мифологического сюжета, ощущает тревогу. И если ветка «заботой тайною хранима», то поэт совершенно беззащитен. Мифология здесь обращается в философию символа и психологию человека — в порывы души, ощущение новых душевных испытаний. Отсюда чувство грусти. Но стоит понять и другое: счастья и «отрады» достигнет только тот, кто выдержит все эти испытания.

Ценность слияния с природой и непостоянность состояния очень хорошо выражены в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива», где говорится о природе в разные времена года. Герой ощущает радость жизни одинаково летом, осенью и весной, так как каждое время года по-своему прекрасно, и несет жизнь. Но только появляется слово «тревога» — и все возвращается на круги своя: мысль лирического героя идет от души к природе. Тревога уходит — и в мироздании утверждается все самое прекрасное и совершенное.