Рассказ Куприна «Белый пудель»

Описание сюжета и главные герои

История начинается с того, что читателю описываются красоты морского побережья где-то на южных территориях страны. Вдоль берега идёт небольшая труппа бродячих артистов:

  • Лодыжкин — старик шарманщик;
  • Серёжа — мальчик акробат;
  • Арто — цирковой пудель.

Они заходят в каждый богатый дом и предлагают жильцам развлечение. Вот только внешний вид бродяг и отвратительные звуки старой скрипучей шарманки чаще всего отталкивают людей, поэтому зарабатывают артисты немного.

Успокоить капризного мальчишку

В очередном богатом поместье друзья наблюдают странную картину. Они видят, как несколько взрослых людей всеми силами пытаются успокоить капризного мальчишку. Это был избалованный маленький барин по имени Трилли. Юный хозяин дома ни в чём не знал отказа. По первой просьбе ему доставляли всё, что он захочет: будь то живой пони или настоящая лодка.

Появление бродячих артистов заинтересовало мальчика. Он даже на время перестал кричать. Однако понравилось ему не само представление, а пудель-кобелёк по кличке Арто, который с ловкостью исполнял все команды старика. Трилли захотел его себе. Как ни упрашивала барыня, мать маленького капризника, какие бы деньги ни предлагала, но старый шарманщик наотрез отказался продавать собаку. За это всю труппу выгнали вон, так и не заплатив.

Но юный барчук так был упрям в своём плане заполучить пёсика, что вдогонку за артистами был послан дворник. Мужчина сначала пытался договориться со стариком, а когда у него ничего не вышло, выкрал собаку, пока дед с Серёжей спали.

Проснувшись, друзья поняли, что Арто исчез не по собственной воле. На это указывал недоеденный кусок колбасы, которой дворник прикармливал собаку, когда пытался договориться по-хорошему. Вернуть похищенного пса по закону не представлялось возможным, так как дед жил по поддельному паспорту, а мальчик был ещё слишком мал, чтобы обращаться к представителям правопорядка.

Но Серёжа решил действовать по-своему. Ночью, не сказав ничего деду, мальчик вернулся к даче, куда забрали собаку. Несмотря на опасность и страх быть пойманным, он освободил Арто. К несчастью, это заметил дворник и пустился за ними в погоню по саду. Уже потеряв надежду выбраться, уставший Серёжа увидел невысокую стену. Он подбросил на неё собаку, и цирковой кобелёк с ловкостью вскарабкался наверх. Затем Сережа перелез сам. Так любовь мальчика к собаке победила страх и помогла освободить верного питомца.

Характеристика персонажей

Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:

Трилли — капризный маленький барин

  1. Трилли — капризный маленький барин, который ни в чём не знает отказа. Его отец занимался строительством железной дороги и был миллионером. Именно поэтому сумма в три сотни за какую-то бродячую собаку не казалась этой семье такой огромной. Мальчик был единственным ребёнком и наследником, поэтому нет ничего удивительного, что родители его сильно баловали.
  2. Барыня — мать Трилли. По-своему несчастная женщина, готовая встать на колени перед своим сыном, лишь бы тот прекратил истерику.
  3. Дворник — мужчина крепкого телосложения, готовый даже пойти на кражу, лишь бы избежать гнева своей хозяйки и истерики молодого барина.

Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.

Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.

Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.

Старый шарманщик

С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:

Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно — пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

Старый шарманщик

Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:

  • доброй души;
  • веселого нрава;
  • с любовью к жизни.

Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.

О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.

Старый шарманщик разделил скудный ужин

Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.

Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.

Юный акробат Серёжа

О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.

Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.

Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.

Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.

Пудель Арто

Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:

«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».

Пудель Арто

То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.

Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.

Краткий анализ произведения

Рассказ был написан Александром Ивановичем Куприным в 1904 году. Эту историю нельзя назвать вымыслом. Она основана на реальном опыте бродячего артиста, с которым автору посчастливилось побеседовать лично. Если дать краткий анализ произведению при помощи сухого литературного языка, то его разбор будет выглядеть следующим образом:

Бродячие артисты

  1. Название — «Белый пудель».
  2. Год написания — 1904.
  3. Автор — Александр Иванович Куприн.
  4. Жанр — рассказ.
  5. Композиция — кольцевая.
  6. Тема — верность, преданность, дружба.
  7. Основная мысль — дружба не продаётся за деньги.

Через действия героев автор передаёт сразу несколько образов. Мудрость старости показана в описании деда Лодыжкина. Безумство и отвага молодости — в лице мальчика Серёжи. Верность и преданность олицетворяет пудель Арто. В лице капризного барского сына Трилли Куприн как бы показывает читателям разницу между двумя мальчиками практически одного возраста.

Писатель специально закончил историю хорошо. Такая концовка должна дать понять юным читателям, что дружба, любовь и верность не зависят от материальных благ. Это огромное богатство, которое нельзя купить или продать. Обладать им может только человек с добрым сердцем и открытыми мыслями.

Сегодня этот рассказ входит в школьную образовательную программу. Его герои уже давно полюбились юным читателям. Само произведение переведено на несколько языков, а вопросы с именами персонажей часто вставляют в сканворды.