Литературная основа

В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили написать оперу и балет, чтобы ставить оба представления в один вечер. Дирекция Императорских театров (а именно она была заказчиком) и композитор условились — сюжет оперы Чайковский выберет сам, а вот балет он создаст по готовому либретто Мариуса Петипа — главного балетмейстера России. И Петру Ильичу узнал, что балет будет основан на сказке «Щелкунчик».

Сказка была создана Эрнестом Гофманом, одним из самых романтичных сказочников Германии. Ее главным персонажем была кукла, изготовленная в виде нарядно одетого человечка с непропорционально большой головой и огромной челюстью, предназначенной для колки орехов. В Германии это был популярный подарок на Рождество. Гофман превращает игрушку в аллегорческий персонаж — человека, чья внешность смешна и гротескна, но чья душа храбра и отважна.

щелкунчик история создания

По сюжету девочка Мари получает от своего крестного на Рождество игрушку — Щелкунчика. Это забавная деревянная кукла кажется ей милой и добродушной, а вскоре и красивой. Вскоре героиня видит сражение мышей (которые заполняют ее дом) и кукол под предводительством Щелкунчика. А позже она узнает, что гротескная кукла — это добрый и смелый юноша. Он пострадал от мышиного колдовства и человеческой неблагодарности. Ведь спасая принцессу от проклятия, он превращается в живую куклу, которую изгоняют из королевства. Мари верит услышанной истории, хотя ее поднимают на смех, как наивную фантазерку и дурочку. Сказка заканчивается тем, что героиня и Щелкунчик (к этому времени вернувший облик) уезжают в сказочную страну, где женятся. Акцент произведения Гофмана в противопоставлении реальности и мечты, в одиночестве людей поэтических, готовых поверить в чудо и волшебство. У них нет иного выхода, как «переселится» из этого грубого мира в сказку.

Создание либретто

Но история создания балета «Щелкунчик» основана не столько на повести Гофмана, сколько на ее французском пересказе, написанном Дюма-отцом. Сюжеты сказок почти совпадают, но под пером добродушного француза мрачная немецкая фантастика превращается в легкомысленную сказку с хорошим концом. Дюма больше обращает внимания на волшебные события, а атмосфера его «Истории Щелкунчика» праздничная радостная.

история создания балета щелкунчик

Именно такое произведение нужно было Мариусу Петипа для создания не просто балета, а пышного хореографического представления. Он создал либретто и практически все хореографические сцены, где изящные артисты в роскошных костюмах танцевали на фоне великолепных декораций. А потом попросил Чайковского как бы «озвучить» эту пышную сказку.

Написание музыки

Композитор начал работу над балетом в 1890 году, причем ему не нравилось либретто, он понимал, что от него ждут торжественной и праздничной музыки, без каких-либо сложных, психологических изысков. Дело шло медленно, автор даже прерывался на поездку в США, прося перенести премьеру на следующий сезон. Сложность заключалась в том, что композитору предстояло написать как бы два балета. Первая часть со сквозным сюжетом и симфонической музыкой. А вторая часть (занимающая весь второй акт) - это «дивертисмент» танцев (по сути, серия танцевальных номеров), очень слабо связанных с основным действием балета.

история создания балета щелкунчик кратко

Но, несмотря на все трудности, Чайковскому предстояло сыграть важнейшую роль в истории создания «Щелкунчика». Он переосмысляет милую рождественскую сказку в повесть о ребенке на пороге взросления. Главное чудо в трактовке Чайковского не в ожившей кукле, а в медленном превращении ребенка в подростка. И это очень радостное чудо, почти без печальных ноток (что у Петра Ильича встречается не часто). Второй акт действительно наполнен чередой танцев, но музыка композитора превращает их в маленькие рассказы о радостном ожидании нового мира, новых событий и грядущего счастья.

Последний балет композитора оказался самым светлым его произведением. Недаром «Щелкунчик» полюбился как взрослым, так и детям. Основная тема, борьба с темными, загадочными силами зла, которую Чайковский затрагивал в своем творчестве не раз. Но только в «Щелкунчике» зло так безоговорочно побеждено силой любви и невинности.