Пьеса Чехова «Вишнёвый сад»

Характеристика послереформенной эпохи

Реформа освободила крестьян

Реформа освободила крестьян, предоставила им личную свободу, гражданские права, возможность распоряжаться своим имуществом. Кончилось рабство, которое длилось несколько столетий. Помещики не сразу потеряли власть. Изданные законы скорее были направлены на сохранение существующего порядка. Но остановить формирование новых товарно-денежных отношений это не смогло.

Появились выходцы из крестьянской среды, которые смогли упорным трудом и предприимчивостью преодолеть преграды и составить состояние. А большинство помещиков оказалось не готово к переменам. Они не были приучены работать, не хотели менять привычки и образ жизни и постепенно нищали. Вот такую историю и рассказывает А. П. Чехов в своей пьесе, главным героем которой он считал именно Лопахина, а не помещицу.

Образ главного героя

Характер Лопахина, впрочем, как и многих остальных героев, очень противоречив. Наверное, этим автор стремился показать, как перемены в общественном сознании в период реформ влияют на становление и развитие личности. Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» — образ, который появился неслучайно. Он знаменует собой эпоху новых возможностей. Веками нельзя было выйти за пределы сословия, в котором родился. А тут сын бывшего крепостного, мелкого лавочника, становится богатым купцом и покупает барское имение. Противоречивость натуры Лопатина:

Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад»

  1. Он «хищный зверь», по мнению вечного студента Трофимова, но имеет «тонкую, нежную душу».
  2. Ермолай Алексеевич с юности влюблён в барыню. Он порядочный человек, стремится предотвратить продажу вишнёвого сада, даёт Раневской деньги в долг, пытается помочь. Но когда становится хозяином имения, деловая хватка берёт верх, и никакой пощады ни бывшим хозяевам, ни саду.
  3. Любовь к природе не выдерживает испытания деньгами. Красота макового поля восхищает его, потому что на этом он «заработал сорок тысяч». Так и с садом. Наивысшее наслаждение — срубить первое дерево. Нежную душу греют мечты о большом доходе от сдачи участков в аренду. Ради этого сто́ит пожертвовать красотой.
  4. Лопахин сам одевается уже по-купечески, а горничной Дуняше пеняет на то, что она ведёт себя и одета как барышня. Он предлагает Дуняше «себя помнить», хотя, поступай сам так, никаких миллионов бы не нажил.

В противовес купцу новой формации автор даёт описание помещика, который теряет своё имение. Фигура Гаева несколько гротескна, многие черты, присущие умирающему дворянскому сословию, утрированы, но становится понятно, почему успех и деньги у бывшего крестьянина, а не у его барина.

Гаев и Лопахин — антиподы

Роль Лопахина в сочинении Чехова чётко определена. Он представляет новую буржуазию. А Гаев вызвал большие разногласия в обществе. Многие дворяне были обижены тем, как безволие и инфантилизм одного человека переносится на всё сословие сразу. Они не признали в Гаеве своего представителя. Гаев и Лопахин противоположны во всём:

Гаев и Лопахин — антиподы

  1. Лопахин необразован, плохо пишет, с трудом читает. По речи Гаева видно, что он получил хорошую подготовку, да и работу ему предлагают в банке. Значит, знания у него есть.
  2. Лопахин всё время в делах. Он постоянно следит за временем, не может без работы, не знает, что «делать с руками». Гаев оживляется, только когда речь заходит о биллиарде. Для него это единственное привлекательное занятие.
  3. Лопахин создал себя сам. Отец его ничему не учил, а только «бил спьяна». За Гаевым же до сих пор ухаживает слуга Фирс, подаёт пальто. «Опять не те брючки одели», — говорит он своему пятидесятилетнему барину.
  4. Лопатин обязателен, дело для него прежде всего, он едет в Харьков, хотя больше всего хочет остаться рядом с только что вернувшейся Раневской. А Гаев раздаёт пустые обещания, он клянётся Ане не допустить продажи родового имения, хотя всем и ему самому ясно, что удержаться на плаву не удастся, и всё пойдёт с молотка.

Лопахин, по мнению Гаева, «кулак и хам», но он оказывается выше инфантильного барина и по душевным качествам, и по способности к ведению дел. Становится понятно, что при таком созерцательном отношении к жизни, неумении позаботиться о себе даже в малой степени бывшие помещики вряд ли смогут найти место в изменившихся условиях, у них нет будущего. По мнению Лопатина, Гаев и в банке долго не удержится, «слишком ленив».

Любовь к барыне

Важная тема в характеристике Лопатина — это его отношение к Раневской. Он всю жизнь любит и находится под очарованием женщины, которая не только не замечает его, но и пытается сосватать ему Вареньку, свою приёмную дочь. Однако Лопахин не может сказать решающие слова, сделать предложение, даже по просьбе бывшей барыни. Он не готов жениться. Слишком велика разница между мечтой и действительностью.

И тут он честен. Дело даже не в том, что Варвара бесприданница. Лопахин не корыстен, он всё время даёт деньги в долг и Раевской, и Симеонову-Пищику, предлагает одолжить и Петру Трофимову.

Отношение Лопахина и Раневской

Он искренне был готов помочь Раневской сохранить имение, хотя и видел выгоду, которую мог получить сам от этой покупки. Но взять в жёны хорошую девушку, к которой он не испытывает никаких чувств, без надежды на семейное счастье, он не может.

Ермолай Алексеевич понимает, что несмотря на его влияние и деньги, остаётся для Раневской мужиком. Ей даже в голову не приходит, что одно её слово, и всё останется на месте: и дом, и сад, и прежняя беззаботная жизнь. Барыня летит в Париж навстречу своему несчастью, к человеку, который обобрал её до нитки. «До свидания!» — которое, возможно, никогда и не состоится — только и может сказать в конце Лопахин. Это исковерканное слово говорит о горечи прощания навсегда. Ждать больше нечего, пора браться за дело.

Для Лопахина вишнёвый сад символизирует преграду, которая мешает осуществлению потаённых желаний, стоит между ним и мечтой о счастье. Он не может сломать сословные предрассудки, но в силах уничтожить их вещественное проявление — дом и сад, и доказать, что ему по силам то, чего не смог сделать никто из близких Раневской. Поэтому он и купил поместье, где его «дед и отец были рабами». Эта цитата из монолога Лопатина стала торжеством победы над вековым угнетением и несправедливостью.

Он как бы рвёт последнюю преграду, отделяющую его от мира, где живёт повелительница его мыслей, надежд, устремлений. Может быть, именно эта любовь сделала его таким сильным и заставила пройти весь путь от босоногого мальчишки до богатого, влиятельного буржуа. Но порывы «нежной души» не останавливают Лопахина-дельца. Сказано — сделано, и стук топора за сценой звучит как победа расчётливости, деловых качеств и стремления к обогащению нового владельца поместья.

История выходца из низов Лопахина

История выходца из низов Лопахина была типична для российского общества конца XIX — начала XX веков. Достаточно вспомнить крестьянина из Тамбовской губернии Лопухова, чья дочь стала балериной дягилевского театра, танцевала в паре с Нижинским, вышла замуж за крупнейшего английского учёного-экономиста и стала баронессой.

Заработал социальный лифт, который позволил некоторым крестьянам получить образование и выйти за пределы своего круга. Но в душе они оставались по-прежнему мужиками, и тяжёлая народная доля волновала их мысли и чувства. Это и стало одним из ростков революционных настроений в России.