Образ Насти из пьесы Максима Горького «На дне» и его характеристика

Краткое содержание произведения

Самому себе поставленную главную задачу Максим Горький с блеском выполнил. Автор сумел дать по-настоящему страшную и реалистичную картину быта низов общества. Для более полного понимания характера любого персонажа произведения необходимо хотя бы кратко вспомнить содержание социальной драмы. Вот оно в наиболее кратком варианте:

Светлая мечта и трагедия жизни обитательницы ночлежки

Развернутые схемы сочинений на тему судьбы героини

  1. Действие происходит на рубеже XIX—XX вв. в ночлежке, которую содержит чета Костылевых. Никаких условий для жильцов, кроме крыши над головой, здесь нет. Ночлежка производит гнетущее впечатление.
  2. Несмотря на ужасные условия, жильцов тут хватает. Шулер, вор, опустившийся артист, слесарь, бывший чиновник — кого только нет. Среди этих людей, которым остается только мечтать о лучшей доле, нашлось место и даме легкого поведения Настене.
  3. Настена — тонко чувствующая натура. Ей хочется настоящей любви, а приходится удовлетворяться обществом бывшего чиновника Барона. Девушка постоянно вспоминает о своем бывшем поклоннике, но он существует только в ее воображении. Рассказ у девицы всегда один, а имена у поклонника разные.
  4. Костылевы делают жизнь своих постояльцев нервозной, но не прочь пользоваться ими в своих целях. Вдобавок хозяйка ночлежки Василиса изменяет престарелому мужу с вором Пеплом.
  5. Сам Пепел уже тяготится связью с женщиной и начинает заигрывать с ее младшей сестрой Наташей. Василиса ревнует и бьет девушку.
  6. Дядя Василисы и Натальи служит в полиции. Он знает правду о происходящем в ночлежке, в том числе и о скупке родственниками добычи Васьки Пепла, но покрывает это.
  7. Новый постоялец, старик Лука, любит давать советы. За душой у беглого каторжника есть многое. Он вроде бы старается помочь другим, но на практике выходит наоборот.
  8. К Луке можно относиться по-разному, но именно его действия становятся причиной трагических событий. Пепел убивает хозяина заведения. Вместе с Василисой он оказывается в тюрьме. Наташу отвозят в больницу и след ее теряется.
  9. Каторжник после роковых событий исчезает. Актер совершает самоубийство.
  10. Остальные продолжают заниматься привычными делами. Ночлежка так и остается их пристанищем.

Мечта Насти, как и желания других обитающих на самом дне людей, в пьесе Горького выглядит неосуществимой. В раннем варианте произведения концовка была более оптимистичной. Позже писатель усилил идею безысходности.

Особенности образа гулящей девушки

В России произведение было опубликовано годом позже, чем в Германии. Первый тираж в Санкт-Петербурге разлетелся в считаные дни. Специалисты отмечали, что ни одна книга ранее не пользовалась таким спросом, как пьеса «На дне». Прошлое Насти, трагедия Наташи, свободолюбие Пепла — все это вызывало интерес читателей. В относительно небольшом произведении почти не оказалось проходных персонажей. Не стала исключением и более чем неоднозначная Настена:

Образ Насти из пьесы Максима Горького «На дне»

Сюжет из пьесы На дне

  1. Девушка зарабатывает, торгуя своим телом. Можно сказать, что профессией ее является проституция. Но в произведении впрямую об этом не говорится. Самооценка ее — «я таковская». Барон говорит, что его подруга — «шалава».
  2. «Таковская» близка с опустившимся дворянином Бароном. Он считает любовницу доброй, но невероятно глупой, даже дурой. Барон называет ее и Настькой, и мразью, но к ней же и идет занять денег на спиртное.
  3. Молодая женщина терпит выходки Барона. Она все прекрасно понимает, но отношения с «бывшим» дворянином для нее все равно важны. А вот высказаться от души ей ничто не мешает. Она говорит, что любовник похож на червя, который использует ее, как яблоко.
  4. Судя по тому, как девушка говорит, она неглупа. Из высказываний Настены можно составить богатый цитатный ряд. Глупость же является своеобразной маской молодой женщины.
  5. Девица обожает читать о высоких чувствах, которые взаимно, может быть, никогда и не испытывала. В книгу «Роковая любовь» она уходит полностью, не видит и не слышит, что происходит вокруг.
  6. Героиня плачет над книгами. Ей жаль других людей, которые тоже несчастливы в любви. Конечно, девица мечтает о настоящем чувстве.
  7. Скорее всего, именно из любовных книжек она и берет основу для создания собственной романтической истории. В ней есть и влюбленный юноша, и его огромный «леворверт», и желание покончить жизнь самоубийством из-за невозможности быть с Настеной.
  8. Рассказывая о придуманной любви, девушка, кажется, полностью убеждена в ее реальности. Она даже клянется Богом, что все было на самом деле.

У героини есть настоящий талант. Она умеет красиво и образно говорить. Но здесь, внизу, такие таланты не ценятся. Романтическая особа мечтает (но только мечтает) сменить образ жизни, съехать из ночлежки, поменять бедность, безысходность и унижения на что-либо светлое. Пока же она только пьет от бессилия все изменить.

Развернутые схемы сочинений о Насте

Горькому не сразу удалось добиться разрешения на театральную постановку своего произведения в России. Критика признавала, что автор сумел создать драму мирового значения. Цензура же исходила в своих запретах из слишком большой вольнолюбивости пьесы. Время многое расставило по местам. Произведение есть в школьной программе, его изучают, пишут по нему сочинения.

Чистота романтизма

Девушки нередко выбирают для сочинений образ Насти. Из всех женских персонажей пьесы «На дне» именно мечтательница выглядит наиболее привлекательной. К тому же в целой галерее бывших «настоящих людей», на фоне их пьяного бессмысленного существования романтическая фантазерка вызывает наибольшее сочувствие. Сочинение о главной героине можно написать, опираясь на такой развернутый план:

Характеристика Насти

Краткий пересказ пьесы На дне

  1. Образ Насти является одним из главных, если не центральным в произведении Максима Горького. Автор долго раздумывал над ним, собирался создать предысторию попадания девушки на дно жизни, но затем оставил зрителям и читателям возможность додумывать ее самим.
  2. Девушка живет в грязной ночлежке вместе с другими ее обитателями. Как она попала в мир жестокости и нищеты, можно только догадываться. Возможно, все дело было в несчастной любви, поэтому Настеньку так и тянет к романтике.
  3. Героиня вынуждена зарабатывать проституцией. Даже близкий ей Барон не стесняется обзывать барышню. Но сокровенные чувства девушки остаются чисты. В мир ее грез суровым обитателям дна входа нет.
  4. В отличие от других героев произведения Настена почти не вызывает негативных эмоций. Девушка, несмотря на мнение окружающих, умна и, видимо, образована. Она выглядит в ночлежке если и не случайным человеком, то вынужденным гостем. Но чем дальше, тем больше ее затягивает апатия.
  5. Общую безысходность подчеркивает описание ночлежки. Выхода из нее, кажется, нет ни для кого. Но барышня умеет уходить в мир фантазий, что и спасает ее от окончательного падения в бездну.
  6. Можно сказать, что молодая женщина живет в выдуманном ею мире. Неважно, что Рауль или Гастончик является плодом воображения или сошел со страниц обожаемых ею романов. Для нее влюбленный юноша более чем реален.
  7. Именно выдуманный юноша и побуждает свою создательницу к действию. Только действие это является пассивным. Настена, кажется, просто ждет, что ее идеал придет в ночлежку во плоти, вырвет ее из ада.
  8. Чтобы поддержать в себе веру в будущее, барышня рассказывает о возлюбленном всем своим соседям. Увы, они не в состоянии принять простодушную искренность молодой женщины. Если кто и сочувствует ей, то это лишь Наталья и Лука.

Настя чиста в своем романтизме. Но будущее ее выглядит печальным. Вряд ли после жизни в настоящем мраке ей суждено вырваться на свободу.

Невинная жертва

Максим Горький тонко прописал в пьесе «На дне» горестные судьбы российских женщин. Ярким примером тому является образ Насти. Девушка без прошлого и будущего продолжает верить в свою судьбу, хотя находится буквально на социальном дне, живет среди обманщиков, преступников, торгует собой. Она, пожалуй, единственная, кто выглядит в произведении невинной жертвой обстоятельств. Вот еще один набросок сочинения:

Анализ пьесы На дне

  1. Горький создал в своем произведении ряд уникальных образов. Они настолько красочны и богаты, что кажутся не выдуманными, а взятыми из реальной жизни. Нельзя без содрогания читать об опустившейся к самому краю молодой проститутке Насте.
  2. Единственной ниточкой, которая связывает девушку с желанием жить, является мир ее фантазий. Это выглядит странно, но в том-то и заключается одна из особенностей образа. Барышня живет, пока мечтает.
  3. Удивительно, что молодая женщина не пытается всерьез вырваться из грязного бытия ночлежки. Она покорно ждет принца на белом коне, терпит унижения и издевательства окружающих. Когда же сил не остается даже на мечту, Настена находит спасение в алкоголе.
  4. Настю называют и «русской бабой». Она способна на достойный отпор своим обидчикам. Но характер героини все-таки слаб. Настоящего стержня в нем нет, иначе бы она вряд ли так опустилась в жизни. Вероятно, обстоятельства оказались сильнее женщины, она стала случайной их жертвой. Теперь героине только и остается, что обещать себе исполнение заветного желания.
  5. Тем не менее грязь и нищета не убили в девушке человека. Барышня всегда отзывчива, а временами и жизнерадостна. Но она также и наивна. Настя, как ребенок, желает любви, понимания, защиты, ласки. Получить же все это в ночлежке представляется маловероятным.
  6. Жизнь дна — это путь к смерти. В мечтах девушка готова идти на жертвы ради любви. Но в подвале такую жертвенность никто не оценит. Другое дело, когда она в очередной раз даст денег на спиртное пользующемуся ее добротой Барону.
  7. Очевидно, что героиню ждет скорый и печальный конец. Реальность уже сейчас перемалывает очередную жертву, которую некому спасти. Равнодушие большинства других персонажей таково, что ухода Настены из жизни никто, наверное, и не заметит.

Барон говорит, что содержащая его девушка ему «не чета». На самом же деле он, как и другие жители последнего пристанища, не чета Настене.

Педагог всегда оценит наличие в работе ученика цитат. В более или менее развернутом сочинении их должно быть не менее пяти (можно и больше). В этом случае сложностей возникнуть не должно — прямой речи персонажей в произведении много.

Специалисты считают, что Горький смог обогатить русский литературный язык, внести в него через героев пьесы нечто новое. Речевой набор произведения действительно чрезвычайно богат. Это дает читателю возможность мыслить свободнее и шире. В этом (и не только в этом) отношении произведение еще долго будет оставаться актуальным.