Характеристика самсона вырина

В произведении описывается простой русский человек небольшого чина, ответственно выполняющий свою работу, но при этом беспрестанно терпящий унижения от господ и постоянно страдающий от нищеты.

Он едва сводит концы с концами, однако смиренно несёт свой крест, прекрасно понимая, что он бесправен. У него нет ни денег, ни полезных знакомств, ни других возможностей, чтобы бороться с навалившимися тяготами судьбы.

Между тем в жизни «маленького человека» есть нечто светлое, дающее ему силы жить дальше и заниматься своими обязанностями, выполняя нелёгкий и порой неблагодарный труд. В случае Самсона Вырина настоящим счастьем является его красавица-дочь Дуня. Потеряв её, он лишается и смысла жизни.

Сочинение: образ Самсона Вырина

Самсон Вырин служит в селе Н где-то в российской глубинке и мало чем отличается от всех остальных станционных смотрителей того времени в России. Князь Вяземский в эпиграфе к повести называет этих людей «почтовой станции диктаторами», однако Пушкин в начале своего произведения выступает их своеобразным защитником, рассказывая, насколько тяжела их жизнь.

 образ самсона вырина

Он описывает их сущими мучениками четырнадцатого класса, ограждёнными их чином только от побоев, и то не всегда. Их жизнь похожа на каторгу: всю злобу, накопленную во время скучной поездки, путешественники вымещают на них, обвиняя их даже в том, в чём они не виноваты — в плохой погоде, скверной дороге или упрямстве ямщиков. Если не находится лошадей, это становится настоящей катастрофой, и на голову несчастных смотрителей сыплются страшные ругательства. Порой кажется, что их ненавидит весь белый свет, хотя эти бедные люди совершенно не заслужили такого к себе отношения.

Описание характера и внешности, происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина автор упоминает в тексте произведения. При первой встрече Иван Петрович Белкин, от имени которого пишет свою повесть Пушкин, видит его как человека лет пятидесяти, бодрого, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах. Вырин — бывший военный: это становится понятно по отрывку, где упоминается его старый сослуживец, отставной унтер-офицер, в доме которого он останавливается, прибыв в Петербург.

Медали на его сюртуке указывают на то, что в прошлом он участвовал в сражениях.

Вырину присущи такие черты характера:

 поступки самсона вырина

  • простота, честность;
  • услужливость, скромность, исполнительность: он кротко и терпеливо сносит все упрёки и оскорбления от богатых проезжающих и исполняет их требования в силу своих возможностей;
  • доброта, душевность, открытость, общительность: он не прочь поговорить с доброжелательными проезжающими и даже рассказать им истории из своей жизни, а с Иваном Белкиным они «начали беседовать, как будто век были знакомы»;
  • доверчивость: когда гусар Минский, задумав план увезти Дуню, прикидывается больным, смотритель не замечает обмана.

Самсон Вырин также является вдовцом и воспитывает Дуню в одиночку после смерти жены. Он очень гордится своей услужливой дочерью — настоящей красавицей и помощницей. Об этом можно судить по цитатам, приведённым в повести: «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать», «…не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…».

Дуня помогала отцу по хозяйству, а всех проезжающих восхищала своей красотой: барыни часто одаривали её то платочком, то серьгами, то другими мелочами, а самые сердитые и уставшие с дороги господа меняли гнев на милость, едва увидев её.

Жилище, в котором обитают Самсон Вырин со своей дочерью, также может многое о нём сказать. Это смиренная, но опрятная обитель, на стенах которой можно увидеть картинки с изображением истории блудного сына. Помимо этого, в помещении находятся горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, стол, перегородка, за которой часто шила Дуня, и другие простые и незатейливые предметы обихода. И отец, и дочь заботятся о создании уюта и поддержании станции в чистоте.

Образ смотрителя после трагедии

Однако через несколько лет, во вторую встречу, Иван Белкин застаёт Самсона Вырина сильно постаревшим, с сединой, глубокими морщинами, давно небритым лицом, со сгорбленной спиной. За три-четыре года горе превращает вполне бодрого мужчину в дряхлого, угрюмого и равнодушного ко всему старика.

 происхождение возраст и социальное положение самсона вырина

В нём с трудом можно узнать того человека, с которым состоялось знакомство автора в начале повести.

Он уже не заботится о содержании своего жилища в опрятности: на окнах теперь нет цветов, а всё вокруг демонстрирует ветхость и небрежение.

Когда автор заводит речь о Дуне, поначалу старик не хочет продолжать эту тему.

Но пунш развязывает ему язык, и он соглашается поведать свою трагедию, не сдерживая слёз.

Поступки Самсона Вырина

Спокойная и размеренная жизнь обычного смотрителя начинает меняться в тот момент, когда проезжий гусар Минский, увидев Дуню, задумывает увезти её, и начинает претворять эту идею в реальность. Гусар прикидывается больным, и старик, всегда заботясь о проезжающих, велит звать лекаря из соседнего города. Через некоторое время Вырин уже привязывается к своему постояльцу, тем более что тот беспрестанно шутил со смотрителем, насвистывал песни, помогал вписывать подорожные проезжих в почтовую книгу.

Имеющий доброе сердце и чистую душу Вырин не мог подумать, что на его добро и искреннюю заботу могут отплатить злом. Поэтому он не почувствовал подвоха и даже сам велел Дуне сесть в кибитку к гусару, чтобы тот довёз её до церкви к обедне: «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Впоследствии бедный смотритель уже сильно жалел об этом поступке и считал, что в тот момент на него будто нашло ослепление.

Характеристика самсона вырина из повести станционный смотритель

Почувствовав неладное, главный герой бросается искать дочь: спрашивает о ней в церкви, надеется, что она по молодости своей решила проехать до следующей станции, где живёт её крёстная мать. Но, узнав от ямщика, что Дуня всё-таки уехала с гусаром, отчаявшийся отец сильно заболевает горячкой. Едва оправившись, он пешком отправляется в Петербург, зная из подорожной, что именно туда ехал ротмистр Минский. Он надеется вернуть Дуню, называя её «заблудшей овечкой». Им движет только его огромная любовь к дочери, всё остальное для него не имеет значения.

Когда Самсон Вырин находит Минского, он просит его вернуть Дуню, ведь гусар уже наверняка «натешился ею». Он готов простить ей всё, только бы она одумалась и вернулась. Однако ротмистр пытается откупиться от него деньгами, засунув пяти- и десятирублевые смятые ассигнации ему за рукав.

В оцепенении старик выходит на улицу, но, развернув бумажки, чувствует негодование, а на глаза его наворачиваются слёзы. Он бросает ассигнации на землю, притоптав их каблуком.

Проводя анализ этого поступка, можно понять, что смотритель, несмотря на своё бедственное положение, остаётся честным человеком, имеющим собственное достоинство и совесть. Деньги ему не важны, ему нужна дочь. Он считает, что попытка откупиться со стороны Минского — слишком низко и подло. Однако, подумав, он всё же возвращается туда, куда бросил деньги, но их уже подбирает «хорошо одетый молодой человек».

Станционный cмотритель самсон

Во вторую встречу Минский обходится со старым смотрителем гораздо более грубо: когда Дуня, завидев отца, падает в обморок, гусар хватает Вырина за воротник и выталкивает на лестницу. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!». Старик, привыкший к грубому отношению и на своей службе, не имеет права перечить.

Таким образом, прекрасно понимая отсутствие своих возможностей ввиду бедности и низкого чина, Самсон Вырин с каждым разом всё больше осознаёт собственное бессилие. Меняются и его цели:

  1. До разговора с Минским — вернуть дочь.
  2. После получения ассигнаций — хотя бы ещё раз просто увидеть бедную свою Дуню.
  3. После второго разговора с Минским — вернуться на станцию и надеяться, что с дочерью в Петербурге всё будет в порядке.

В сюжете произведения также говорится: «Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться».

Но, вернувшись в родное село, Вырин всё равно не может не беспокоиться о дочери, а сердце его беспрестанно ноет. Он знает, что многих молоденьких девушек так сманивали молодые заезжие повесы, а там и бросали через какое-то время. Он боится, что и Дуню постигнет та же участь, и она, возможно, будет подметать улицы наравне с голью кабацкой. «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…» — так говорит он Ивану Белкину, заканчивая свой рассказ.

Даже до потери дочери Самсон Вырин любил немного выпить во время беседы с проезжими, но после произошедшего в выпивке он топит своё горе и по-настоящему спивается за довольно короткий срок.

В его жизни больше нет никаких радостей, а от дочери нет вестей. Он постоянно думает о самом плохом, не знает, ради чего стоит трудиться, и дальше влачить своё жалкое существование.

Трагедия «маленького человека»

А.С. Пушкин не зря выбрал для своего героя именно эту должность. Некоторые проезжие относятся к простому коллежскому регистратору как к «пустому месту». Другие считают, что он должен заботиться только об их комфорте. А если он не выполняет какое-то их требование, то на него можно накричать, ударить и оскорбить. Между тем автор показывает, что и у обычного смотрителя есть своя жизнь, свои горести и радости, свои чувства и боль. Человек, который призван встречать путешественников в пути, заполнять путевую карту и менять им лошадей, тоже может столкнуться с драматичными изменениями в жизни и потерять её смысл.

 возраст и социальное положение самсона вырина

На протяжении всего произведения мы испытываем к главному герою жалость, сочувствие и сострадание. Он располагает к себе благородными качествами своей души. Служа на незавидной работе станционного смотрителя, он всегда был бодр и весел, несмотря на все обиды и упрёки проезжающих. Тогда его не могло сломить ничто, ведь рядом была любимая дочь. Лишившись её и столкнувшись с подлостью и унижениями от Минского, Самсон Вырин запил и опустился, но даже тогда не озлобился на весь белый свет: выходя, бывало, из кабака, он возился с местными детишками, угощал их орешками, учил вырезать деревянные дудочки.

Повесть в жанре реализма, пришедшего на смену сентиментализму, наполнена простыми картинами сельского быта, изображением горестей и радостей жизни, описанием реальных типажей из простого народа. На место сентиментального языка приходит бесхитростное повествование, в каком, к примеру, написан рассказ смотрителя о его горе.

Повесть затрагивает такие основные темы:

Самсон вырин

  • проблема отцов и детей;

  • история блудного сына, символично изображённая в картинах в жилище смотрителя на стене и повторившаяся в судьбе Дуни;
  • трагедия «маленького человека».

Повесть «Станционный смотритель» предшествует произведению Гоголя «Шинель», в которой также затрагивается проблема «маленького человека» низкого чина, не имеющего никаких прав и возможностей. Самсон Вырин имеет большую открытую душу и сильные чувства, но его социальное положение и бедность ставят его в жёсткие рамки, заставляя отступиться от мысли вернуть дочь.

Ему приходится остаться один на один со своим горем, что в итоге и приводит его к гибели.