Характеристика Швабрина из повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Развитие замысла

Описание внешности, речь и авторское отношение

Тема народного восстания целиком захватила Пушкина в начале тридцатых годов XIX века. Французская революция 1830 г., европейские возмущения, выступления в России военных поселенцев и холерные бунты — всё это волновало его, открывало жизнь с неизвестной трагической стороны, требовало художественного воплощения. Обращение к крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва перекликалось с современностью, было способно помочь, по мысли писателя, найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня. Отсюда и такой острый интерес к личности юного офицера, оказавшегося в самой гуще событий.

Прототип персонажа

Михаил Шванвич, потомственный дворянин, служил с 17 лет и успел принять участие в русско-турецкой кампании, где хорошо себя зарекомендовал. В 1871 г. был отправлен в Оренбург в чине подпоручика. Участвуя в экспедиционном походе генерала Кара на Симбирск, вместе с отрядом, к которому был прикомандирован, попал в плен к казакам Чики Зарубина. Старших офицеров казнили, а за юношу заступились схваченные вместе с ним гренадеры, убедившие Пугачёва в том, что «зла от него николи не видали».

Юноша чем-то приглянулся самозванцу. После присяги он получил полковничий чин атамана и был поставлен над толпой бунтовщиков. Во время пребывания среди восставших:

История создания образа героя и его прототип

  • участия в боевых действиях не принимал;
  • использовался в качестве секретаря;
  • выполнил вариант указа оренбургскому коменданту о сдаче на немецком языке;
  • пролежал три месяца в лихорадке;
  • при первой возможности сбежал.

По возвращении дал подробные показания и о своей деятельности, и о состоянии крестьянской армии. Был ошельмован, лишён дворянского титула с преломлением шпаги над головой у позорного столба и выслан в Туруханск, где и скончался в 1802 году. В приговоре в качестве вины указывалось, что он «предпочёл гнусную жизнь честной смерти».

Трансформация образа дворянина-пугачёвца

Развитие замысла в произведения

Работая над «Историей пугачёвского бунта», Пушкин был вынужден придерживаться сухого стиля документалистики, что ограничивало его творческую фантазию. Возможно поэтому работа не получила высокой оценки современников. Один из критиков даже назвал её «чрезмерно растянутой сноской к «Капитанской дочке». Именно в формате повести автору удалось художественными средствами раскрыть психологию героя, создать образ страшной и привлекательной народной вольницы, увиденной глазами юного офицера.

Но по цензурным соображениям, да и по личному убеждению, он не мог поставить в центр повествования лицо, нарушившее однажды данную присягу. Понятия дворянского долга и офицерской чести ценились в обществе так высоко, что сам факт перехода на сторону мятежников рассматривался как проявление малодушия и определял героя нравственным деградантом. Потому Пушкин прибегает к необычному приёму — расщепляет реальную личность Шванвича на двух выдуманных персонажей, один из которых становится холодным предателем (Швабрин), а второй — жертвой сложившихся обстоятельств (Гринёв).

Влияние литературных образцов

Произведение создано под сильным впечатлением от творчества Вальтера Скотта, романы которого в России в это время имели необыкновенный успех и не один писатель пытался соперничать с англичанином на почве отечественного материала. Обращение к истории, приключенческий сюжет, обязательная любовная интрига с примесью политической игры — все эти характерные особенности стиля Вальтера Скотта присутствуют в «Капитанской дочке».

Образ Савельича, встреча Маши Мироновой с императрицей в саду, письмо отца Пети Гринёва к генералу Р. — детали, имеющие прямые параллели с романами «Роб Рой», «Уэверли», «Эдинбургская темница», «Приключения Найджела». В некоторых формальных приёмах, использованных поэтом, также просматривается влияние этих переводных книг:

  • Изложение событий в виде мемуаров по прошествии большого количества времени.
  • Сочетание исторической и семейной хроник.
  • Система эпиграфов на основе старинных песен, поговорок, присловий.
  • Завершение в виде послесловия вымышленного издателя.

Но при таком тотальном воздействии повесть совсем не воспринимается как произведение вторичное, эпигонское. Напротив, образ Пугачёва, описание русского бунта «бессмысленного и беспощадного», национальный колорит и серьёзность проблематики выгодно выделяют пушкинское творение мастерством и самобытностью среди неловких подражаний соотечественников.

Издание, сюжет и проблематика повести

«Капитанская дочка» увидела свет в 1836 году, всего за месяц до гибели поэта на дуэли у Чёрной речки. Пушкин опубликовал повесть в своём «Современнике», и несмотря на то что до 1938 г. никаких отзывов в критической литературе не было, она произвела, по словам Гоголя, «всеобщий эффект». Выпущенная без указания автора, под видом записок Петра Андреевича Гринёва, повесть так точно сохраняла тон и характер языка XVIII века, что многие приняли авторство персонажа за чистую монету.

Содержание произведения (кратко)

Отношения Швабрина

История о том, как прапорщик Петя Гринёв женился на дочери капитана Миронова, носит характер семейной легенды и описана одним из участников событий от первого лица. Всё начинается с решения строгого батюшки отправить своего отпрыска в службу, «каковую порядочный дворянин исполнять должен». Получив наставление отца — «служи, кому присягал» и старика Архипа Савельича в качестве прислуги, юноша отправляется в оренбургские степи, где попадает в страшную метель. Неизвестный бродяга спасает путников, выведя их к жилью, за что и получает от Гринёва в награду заячий тулупчик.

В Белогорской крепости, куда он определён служить, молодой офицер встречает свою любовь — Машу Миронову, дочь коменданта, и соперника в лице поручика Швабрина, на дуэли с которым Гринёв получает серьёзное ранение. В это же время в степях вспыхивает восстание, которым руководит якобы «чудесно спасшийся император Пётр III». Бунтовщики захватывают маленькую крепость, казнят родителей Маши, а главный герой избегает казни лишь из-за того, что спасший их в метель бродяга оказывается самозванцем. Он вспоминает юношу и отпускает его.

Гринёв отправляется нести службу в Оренбург и там узнаёт о судьбе своей возлюбленной. Её держит в плену переметнувшийся к пугачёвцам Швабрин, насильно принуждая девушку выйти за него замуж. За помощью Петя обращается к самому Пугачёву и тот содействует освобождению его невесты.

После подавления мятежа, честно служивший государыне прапорщик оказывается под арестом, оболганный своим соперником. Только случайная встреча Маши с Екатериной II и вмешательство самой императрицы спасают его от позорного столба и клейма пособника бунтовщиков. Поступки же Швабрина на службе у Пугачёва приводят его к суровому наказанию и каторге.

Экономный в средствах реализм

Романтический взгляд на мир, свойственный рассказчику, сюжет и любовная интрига в повести сталкиваются с реалистичными описаниями маленькой смешной крепости с единственной пушкой, поведением бунтовщиков, деловито успокаивающих Гринёва на пути к виселице, с жутковатой сценой пьяного застолья пугачёвских графов и генералов. На пространстве в пять раз меньшем любого из романов Скотта, Пушкин крупными мазками рисует картину страшного социального потрясения, затрагивающего и ломающего судьбы людей, семьи и общества в целом.

Главные герои в произведении Капитанская дочь

Ему первому в отечественной литературе принадлежит догадка, к какому полному краху может привести столкновение высвобожденной внутренней свободы народа с дворянским воспитанием, образованием и культурой, защищённых «одной пушечкой». И одновременно со свойственным его происхождению страхом перед стихией всеобщего бунта, автор восхищается мощью и поэзией народного возмущения, что ярче всего представлено в образе Пугачёва.

В «Капитанской дочке» затрагиваются сложнейшие вопросы, носящие вневременной характер: отношения человека и власти, следование долгу и предательство, человечность и насилие. И когда в литературоведении разгорелась дискуссия о том, как называть произведение с жанровой точки зрения — повестью или романом, сторонники последнего указывали именно на широту охваченных Пушкиным проблем. Она придавала небольшому по объёму повествованию эпический размах и силу.

Образ Швабрина и его оценка

Одним из важных героев повести является Алексей Иванович Швабрин, офицер, разжалованный до поручика и высланный из Петербурга за убийство противника на дуэли. К моменту появления Гринёва он служил в Белогорской крепости уже пять лет, не имея ни малейшей надежды на прощение и возвращение в столицу. Поединки были к тому времени уже запрещены, и участие в них, вполне согласующееся с моральным кодексом дворянства, являлось, помимо частного способа разрешения конфликта, определённым вызовом официальной власти.

Портрет и речь

Преобладание личных желаний над понятием долга

Внешность Швабрина в повести «Капитанская дочка» рисуется Пушкиным одним предложением: «Офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». А в последующих главах подмечаются только те изменения в портрете, которые свидетельствуют либо о его приспособленчестве и попытке даже внешне соответствовать новому окружению (борода, казацкая стрижка под горшок), либо о предчувствии неотвратимого наказания. Вот каким увидел его Гринёв в заключении: «…Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена…»

Первое впечатление, которое он произвёл на главного героя, весьма положительно. Аристократическое воспитание, образованность, грамотность делали общение с ним приятным и интересным. В начальных главах рассыпаны цитаты, свидетельствующие об уме опального поручика, о его литературных способностях. Но наряду с этим отмечается и его язвительность, пренебрежительное отношение к окружающим. Он может кинуть ядовитую реплику, сказать за глаза гадость о человеке. И к конфликту с Гринёвым его приводит оскорбительный намёк на доступность Маши «за пару серёжек».

Проявление характера через поступки

Наделяя своего персонажа всеми отрицательными качествами, которые продемонстрировал исторический прототип Шванвич, автор, по цензурным соображениям, не вдавался в психологию предателя, ничем не объяснял мотивов его поведения. В изложении Гринёва он только совершает ряд действий, из которых и складывается общая характеристика Швабрина в «Капитанской дочке»:

Поступки Швабрина

  • Ради достижения низменных целей он клевещет на свою возлюбленную.
  • Способен на подлый удар в спину (Гринёв получает рану на дуэли, отвлекшись на крик Савельича).
  • Легко преступает черту закона и норм порядочности (убийство на дуэли и присяга самозванцу).
  • Спасая жизнь, нарушает долг и понятие офицерской чести.
  • Удерживает в плену сироту, голодом, силой и угрозами принуждая её к замужеству.
  • Жесток и бесчеловечен в своей мести, когда стремится оболгать соперника, обвиняя его в несуществующей службе Пугачёву, и погубить вслед за собой.

У Пушкина не находится для Швабрина ни одной положительной краски, отчего его образ приобретает некоторую схематичность. Это тонко прочувствовал Вяземский, назвав Швабрина «прекрасно сделанным, но только наброском к характеру».

Краткий пересказ произведения Капитанская дочь

Даже в своём чувстве к Маше Мироновой, где могли бы раскрыться лучшие черты его характера, Швабрин проявляет себя клеветником, подлецом, а в конце и доносчиком, подвергающим девушку смертельной опасности. Сообщая Пугачёву о том, что она дворянка и дочь казнённого коменданта крепости, перебежчик фактически обрекает её на виселицу.

При подробном анализе цитатных подборок обращают на себя внимание как-то вскользь мелькнувшие детали о вольнодумстве и неверии в Бога, но для сюжетной линии они не играют никакой роли и потому не получают дальнейшего развития. Пушкин при описании Швабрина создаёт тип романтического злодея, чья задача заключается лишь в одном: препятствовать соединению любящих сердец. По меткому замечанию критика Д. Мирского, «это, пожалуй, единственный в творчестве Пушкина негодяй».