Пьеса А. Н. Островского «Бешеные деньги»

История создания

 Спектакль по произведению «Бешеные деньги»

Согласно Википедии «Бешеные деньги» автор планировал назвать по-другому. Перебрав варианты «Коса на камень» и «Не все то золото, что блестит», в итоге он предпочел привычную современным читателям версию. Комедия в пяти действиях была закончена в конце 1869 года, после чего ее практически сразу напечатал журнал «Отечественные записки» (выпуск № 2 от 1870 г.). Спектакль по произведению был поставлен в сжатые сроки. Его премьера в Александринском театре прошла в апреле 1870 г., а в московском Малом театре — в октябре 1870 г.

Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной. В обществе быстро распространились и стали крылатыми такие фразы из произведения:

  1. «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
  2. «Только бешеные деньги не знают бюджета».
  3. «Умные люди сами по себе, а мы сами по себе».
  4. «И в рубище почтенна добродетель».
  5. «Совесть моя так же чиста, как и карманы».

Главные герои

В пьесе Островского «Бешеные деньги» отражены нравы и мировоззрения дворянства, затронута тема кризиса этого российского сословия. Персонажи произведения хитры, лицемерны, самоуверенны до наглости. Ради получения быстрых больших денег они готовы на любые поступки. Им чужды душевные терзания и муки совести. Во время просмотра или прочтения пьесы происходит знакомство со следующими персонажами:

Савва Геннадьевич Васильков

  1. Савва Геннадьевич Васильков. Провинциал в возрасте около 35 лет. Его простота заметна во всем — от манеры речи до повседневной одежды, которую он носит. Всегда держит при себе кошелек, полный банкнот.
  2. Иван Петрович Телятев. Сорокалетний дворянин, на службе не состоит. Получает финансовую помощь от московских тетушек. Живет одним днем, не печалясь о будущем.
  3. Григорий Борисович Кучумов. Шестидесятилетний барин с титулованной родословной. Ранее служил чиновником, теперь в отставке. Лжец и сладострастник. Все уверены, что он богат, но это не так.
  4. Надежда Антоновна Чебоксарова. Важная пожилая дама.
  5. Лидия Юрьевна. Дочь Чебоксаровой. Привыкла тратить деньги, но не хочет знать, каким трудом они зарабатываются. Считает свою жизнь пропащей без золота и бриллиантов.
  6. Василий. Камердинер Василькова.
  7. Андрей. Служит в доме Чебоксаровых.
  8. Григорий. Прислуживает Телятеву.
  9. Николай. Нанят на работу Кучумовым.
  10. Мальчик из кофейной.
  11. Гуляющие лица.

Краткое содержание

Васильков сталкивается со светской львицей Лидией Юрьевной

Краткое содержание «Бешеных денег» Островского на сайте Брифли переносит в Москву середины XIX века. Во время случайного визита в столицу провинциал Васильков сталкивается со светской львицей Лидией Юрьевной. Молодая женщина двадцати четырех лет ведет праздный и богатый на события образ жизни, который не располагает к браку, но Савва Геннадьевич принимает решение просить ее руки. Случайный знакомый Телятев обещает ему скорую встречу с местной красавицей, но вместе со старым приятелем Глумовым (пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты») он планирует разыграть надменную даму.

Представляя Василькова матери и дочери Чебоксаровым, Телятев говорит о нем как об известном сибирском золотопромышленнике. Провинциал становится желанным гостем в доме светской львицы, но из-за скромности не может найти к ней подход.

Вскоре к Надежде Антоновне приходит письмо от супруга. В нем неприятное известие: семья разорена, имущество продано, а впереди ждет неизвестность.

Поправить финансовое положение можно с помощью выгодного брака Лидии. Этим и начинает заниматься Надежда Антоновна, выбрав в супруги дочери неприлично богатого Телятева. Понимая, что к чему, мужчина сразу заявляет: брак не для него. Тогда дама рассматривает запасной вариант — Савву Геннадьевича. Спустя неделю Лидия становится его законной супругой.

Продолжение и развязка

За счет Василькова семья молодой супруги продолжает жить на широкую ногу. Копятся долги (более трехсот тысяч), и от всего этого у провинциала идет кругом голова. Будучи в трудном положении, Савва Геннадьевич соглашается выполнить просьбу жены и покрыть долги при условии, что молодые супруги переедут в скромную квартиру и станут жить по средствам.

Лидия Юрьевна и Кучумов

Супруга возмущена, но вынуждена пойти на его условия. Уступив мужу, она не прекращает поддерживать отношения с бывшими поклонниками. Пуская пыль в глаза молодой женщине, Кучумов пытается купить ее любовь. Надеясь вернуться к прежней беззаботной жизни, Лидия становится его любовницей. Узнав об этом, муж разрывает с ней и ее матерью все контакты.

Ожидание обещанных лживым барином четырехсот тысяч рублей затягивается. Лжец навещает любовницу регулярно, но молчит о своем обещании. Телятев открывает Лидии правду и отмечает, что ее пожилой любовник разорен, да и сам Иван не в лучшем положении. В отчаянии молодая женщина посылает за Васильковым, которому говорят, что она при смерти и хочет его видеть.

Супруг приходит, но отвечает «нет» на предложение снова жить вместе. Чтобы проучить ее, он предлагает ей место экономки в доме матери. Если жена покажет себя с хорошей стороны, он обещает забрать ее в губернский город, а затем отвезти в Петербург. Лидия отказывается, однако задумывается о том, что нужно становиться на путь исправления.

Принять предложение ее вынуждает угроза утраты имущества, которое приехал описывать пристав.

Анализ произведения

В сюжете комедии описаны три типа русских богачей. Провокатор всех событий, господин Телятев, живет на широкую ногу и ни в чем себе не отказывает. У него красивый дом, слуги, лошади, модная одежда. На людях он всегда весел и говорит, что им нравится слышать. Но в действительности у Ивана Петровича много долгов, о которых он не беспокоится, поскольку существует одним днем.

Представитель более старшего поколения, Кучумов, хорошо умеет лгать людям. Многие думают, что он богач, поскольку он говорит об успешном положении дел. На самом деле он беден, скуп, эгоистичен и жесток.

На фоне описанных персонажей Савва Васильков выглядит почти безгрешным. Он считает, что добиться успеха можно с помощью порядочности, честности, добросердечия. Его чувство к Лидии носит эгоистичный характер. Он «покупает» молодую женщину, пользуясь ее тяжелым положением. В прежней обеспеченной жизни она и помыслить не могла, чтобы связать жизнь с таким человеком.

Читают пьесу «Бешеные деньги»

Ошибки дамы приводят к тому, что она вынуждена решать, идти ли в экономки в дом к свекрови и досконально изучать ведение хозяйства. Только так супруг обещает ей повышение до статуса жены и возможный переезд в Петербург. В Северной столице Лидия с ее красотой и обаянием может принести корыстному супругу много выгоды.

В конце пьесы у зрителей нет сочувствия к Василькову, который постоянно упоминает слово «бюджет». Искреннее раскаяние Лидии и ее готовность уступить мужу, наоборот, вызывают душевный отклик. Каждый из героев комедии по-своему корыстен и жаден, готов поступиться любыми принципами ради наживы.

В работе Островского «Бешеные деньги» отражена тема кризиса дворянства и отношение автора к зарождающемуся классу буржуазии. Многим представителям старого сословия приходилось адаптироваться к изменениям и учиться у капиталистов новым методам обмана и воровства с размахом. Былая уверенность в праве на привилегированное положение уступила место лицемерному и расчетливому поведению. Автор подчеркивал, что нужно быть честным человеком, тогда светлое будущее обязательно придет. Но он лукавил: порядочность хорошо, а благополучие лучше. Даже ночью его героям продолжали сниться бешеные деньги.