Сюжетная канва рассказа «Скрипка Ротшильда»

Сюжетная канва

История создания произведения связана с жизнью в имении, где Чехов очень много писал. Жанр «Скрипки Ротшильда» — рассказ, а всего за время пребывания в усадьбе писатель создал более 40 шедевров. В школе произведение изучают в 10 классе. Рассказ можно скачать и прочитать в кратком содержании или в виде пересказа, но лучше ознакомиться с полной версией, которая доступна в режиме онлайн.

Главный и второстепенные герои

В произведении говорится о старом мастере, который зарабатывал тем, что играл на музыкальном инструменте и изготавливал гробы. Такие разные занятия отлично характеризуют главного героя: всё равно, чем заниматься, лишь бы ремесло приносило заработок. Гробовщик с супругой жили в избе, состоящей из одной комнаты. Бо́льшую часть помещения занимали гробы и мебель. Таким образом, ритуальные принадлежности постоянно присутствовали в жизни супругов.

Для небогатых мужчин Яков сколачивал гробы без мерки, ориентируясь по своему телосложению, так как он был выше и шире в плечах, чем любой другой житель города. Людей из высшего сословия, а также всех женщин мастер обмерял, используя аршин. Случалось Бронзе делать и детские гробики, но он не любил такие заказы, полагая, что от них больше убытков, чем пользы.

Будни гробовщика

Краткое содержание рассказа Скрипка Ротшильда

Игра на скрипке была для Якова Иванова дополнительным занятием, к тому же в искусстве он находил отдушину. Каждый раз, когда в городке играли свадьбу, приглашали «жидовский оркестр», которым управлял Моисей Ильич Шахкес. В коллективе был бедный флейтист Ротшильд, к которому гробовщик испытывал неприязнь. Причиной было то, что еврей умудрялся из любой композиции сделать очень жалостливую мелодию.

Мастер день и ночь подсчитывал убытки, особенно его злило то, что в году около 200 выходных и всевозможных праздников, а это значит, бо́льшую часть времени приходится сидеть без работы. Жена Якова безропотно сносила нападки мужа и старалась ему угодить. Но вот она сильно заболела, и Яков вдруг заметил, каким счастливым и одухотворённым стало её иссохшее лицо, с которого прежде не сходила печать робости и усталости. Казалось, старая женщина мечтает о смерти и радуется её скорому приходу.

Изменения в мышлении Бронзы

Скрипка Ротшильда -ключевые темы и мысли

Когда Бронза увидел жену беспомощной и больной, его посетило странное чувство. Он вдруг увидел в Марфе человека, а после задумался, как же так получилось, что за всё время он не приласкал её, не сказал добрых слов, а только попрекал и угрожал, хотя ни разу не поднял руку. Из экономии гробовщик запрещал жене пить чай, поэтому ей приходилось довольствоваться горячей водой. Так старушка дожила почти до 70 лет, и Бронза понимал — дни её сочтены, хотя втайне надеялся, что доктор поставит «подругу жизни» на ноги.

Яков Иванов повёз Марфу к фельдшеру, однако тот не стал церемониться и ответил, что «пора и честь знать». Так Бронза понял, что дело непоправимое. Он привёз жену домой и стал делать гроб. Отложить это занятие было нельзя, так как жена могла умереть со дня на день, а впереди были праздники, во время которых нельзя работать. Марфа молча лежала, прикрыв глаза, а мастер сколачивал для неё домовину.

Краткий пересказ рассказа Скрипка Ротшильда

Вдруг старушка заговорила. Она стала вспоминать, как когда-то давно у них с Яковом был белокурый младенчик. Гробовщик силился вспомнить ребёнка, но так и не смог, поэтому решил, что супруга бредит. Затем он вызвал священника, женщину соборовали и приобщили. Похороны, к радости старика, обошлись без лишних расходов.

Роль символов в произведении А. П. Чехова

Яков сам прочитал над усопшей псалтырь, чтобы не тратиться на дьячка. Гроб несли знакомые «мужики», причём не взяли с мастера ни гроша, так как испытывали к нему уважение. Старику не пришлось платить и за могилку, поскольку сторожем на кладбище работал его кум. По мнению Якова, всё устроилось как нельзя лучше. Но когда жену похоронили, его охватила сильная тоска. Так обычно и бывает, когда из жизни уходит близкий человек, но гробовщику было непривычно чувствовать что-либо, кроме сожаления об убытках.

Ночью гробовщик просыпался, чтобы поиграть на скрипке, а наутро почувствовал себя совсем больным и отправился к фельдшеру. Когда врач прописал ему те же порошки, что и Марфе, мастер понял: жить осталось недолго. Свои последние часы он провёл в размышлениях о том, почему так нескладно прошла жизнь, и зачем люди делают всё не так, как нужно.

Ротшильд пришёл звать его на «швадьбу», но Яков ответил: «Захворал, брат». Вечером пришёл батюшка, соборовал и причастил умирающего. Собрав последние силы, Бронза попросил, чтобы скрипку отдали Ротшильду. С тех пор все слушали дивную игру и удивлялись, как из-под смычка старого еврея может выходить такая жалостливая музыка.

Анализ первой фразы

Смысл в рассказе Скрипка Ротшильда

Порой первая фраза задаёт тон всему произведению, и этот приём мастерски использовал А. П. Чехов. Рассказ начинается с упоминания размеров города: писатель указывает, что он был «маленький, хуже деревни». Это интересное сравнение, если учесть, что городской населённый пункт, даже самый небольшой, должен быть больше, чем сельская местность. Автор даёт оценочную характеристику, а дальше становится понятно, почему он это делает.

Повествование ведётся от лица автора, однако на протяжении всего произведения высказываются мысли, которые могли бы принадлежать главному герою, — гробовщику Якову Бронзе. Именно у него «дела были скверные», потому что в городке редко умирали люди, а ведь от количества заказов на гробы напрямую зависел заработок мастера. Яков постоянно испытывал досаду, ведь даже старики отправлялись на тот свет не так часто, как ему хотелось.

Как в самом начале, так и на протяжении всего рассказа автор передаёт мысли и слова главного героя в основном несобственно-прямой речью, хотя в произведении присутствуют и диалоги. Везде, где Яков размышляет о бренности и несправедливости жизни, его мысли переданы так, что они могли бы принадлежать и самому автору. Произведение не утратило актуальности, хотя с момента написания прошло много времени. Некоторые цитаты отражают всю суть человеческой натуры, показывают лицемерие и страсть к наживе.

Герои рассказа

Образ гробовщика в рассказе Скрипка Ротшильда

В рассказе «Скрипка Ротшильда» один главный герой — Яков, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но тут же уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо вообще Бронзой. Откуда взялось прозвище и почему оно пристало к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как это уличное имя.

Читатель узнаёт, что герой живёт в простом деревянном доме, а если бы он владел хоромами в губернском городе, его могли величать Яковом Матвеичем. Так показывается абсурдность уклада, в котором отношение к человеку зависит от его статуса и богатства.

Второстепенные герои рассказа — жена Якова Марфа и флейтист Ротшильд, которого автор называет «рыжим тощим жидом». Еврей получил громкую фамилию как бы в насмешку, ведь так ещё заметнее его бедственное положение. На протяжении рассказа он то мертвеет от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Яков чувствует непонятную ненависть к флейтисту, а тот, в свою очередь, испытывает перед гробовщиком страх. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовёт его выступать на свадьбах, соглашаясь терпеть унижения и побои.

Однако в конце страдалец получает своеобразное вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось перенести, в том числе по вине гробовщика. Когда Яков оказывается перед лицом смерти, он вспоминает, как бил несчастного еврея, а тот болезненно кричал, и уже на смертном одре просит, чтобы его скрипку отдали Ротшильду. А. П. Чехов показывает, что справедливость торжествует: жалобная музыка, которая выходит из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть снова и снова. Таким образом, основная проблема «Скрипки Ротшильда» решается путём победы искусства над материальными ценностями.

Важность первой фразы

Ещё один второстепенный персонаж — Марфа, несчастная и забитая женщина. Она всю жизнь готовит для мужа, обслуживает его, а тот воспринимает супругу так, «как будто она была кошка или собака». Только перед самой смертью старушка преображается. Она выглядит так, словно встречает смерть с радостью, ведь ей предстоит избавление от угрюмого ужа, гробов, бесконечных нападок и упрёков. И только когда почившую жену уносят на кладбище, Яков задумывается о том, что его жизнь состояла из двух вещей: пользы и убытков.

Ключевые мысли

Анализ произведения «Скрипка Ротшильда» позволяет понять, что весь сюжет вертится вокруг прибылей и убытков. Яков подсчитывал, сколько денег он терял на каждом детском гробике, на праздниках и выходных. Даже жену он воспринимал как нечто, приносящее убытки. Каждый день мастера был наполнен переживаниями, злобой и чувством безысходности. В конце жизни, сидя на берегу реки, Бронза думает о том, сколько пользы можно было извлечь, если проводить свои дни по-другому. За несколько минут гробовщик придумывает, что можно было делать:

  • бить гусей;
  • гонять барки;
  • ловить рыбу;
  • играть на скрипке.

Но не только о работе размышляет Яков в эти моменты. Он думает, как хорошо, если бы люди стали относиться друг к другу иначе. Придя домой, гробовщик продолжает сокрушаться о бесцельно прошедшей жизни. Ночью ему мерещится череда образов:

  • жена, похожая на печальную птицу;
  • младенчик;
  • верба;
  • пастухи на лугу;
  • забитые гуси;
  • ужасные морды;
  • жалкое лицо еврея.

Главные герои в рассказе Скрипка Ротшильда

Но и после этого герой не перестаёт измерять события, вещи и людей категориями убытков и пользы. Однако в душе уже зарождаются проблески иного чувства, доселе неведомого Бронзе. Перед самой смертью эти ощущения находят выражение в печальной мелодии, которую гробовщик играет на скрипке. Ему так жалко инструмент, который теперь осиротеет, что слезы сами катятся из глаз.

Литературоведы отмечают, что Чехову удалось передать российскую действительность. Некоторые проводят параллели с рассказом «Проповедь» Романа Петровича Кумова и романами более позднего периода. В то время писатели размышляли о судьбе народа, этой теме посвящено немало книг.

Так, в рассказе «Проповедь» священник Поликарп решил обличить местного богача. Он мучительно подбирал аргументы, то и дело робел, боялся даже взглянуть на кулака, а тот стоял неподвижно, будто монумент. Дело кончилось тем, что Поликарп потерял покой, опасаясь жалобы. Этот пример из литературы показывает, что высокие идеалы постоянно вступали в противоречие с суровой действительностью, где человек — просто винт в огромном механизме.

Роль символов

В рассказе «Скрипка Ротшильда» роль символов играют река и музыкальный инструмент. Благодаря им в душе Якова пробуждаются ранее неизвестные чувства, которые он топтал и давил в себе всю жизнь. Река вызывает в памяти образ младенчика, умершего много лет назад, а скрипка перекликается с талантом, о существовании которого догадывается только старый еврей. Между тем Якову присущи положительные качества, например:

  • чуткость;
  • сострадание;
  • человечность;
  • умение видеть красоту мира.

Рассказ Чехова Скрипка Ротшильда

Правда, эти черты по большей части скрыты от людского взора и от самого гробовщика. Яков не понимает, что творится у него в душе. На самом деле всё просто: много лет назад ему и Марфе пришлось пережить смерть дочери, вот и окаменело сердце. На смертном одре жена вспоминает, как они пели на берегу реки, будучи молодыми, но воспоминания о тех днях запрятаны так глубоко, что сначала гробовщику кажется, будто жена всё выдумала.

В заключительной части произведения на первый план вновь выступает скрипка. Когда захворавший Яков играет, находя утешение в любимом занятии, плачут оба: сам гробовщик и Ротшильд. После смерти Бронзы музыкант получает инструмент и восхищает игрой богатых людей. Так заканчивается рассказ. «Новая песня понравилась в городе», а это значит, что смерть гробовщика принесла пользу. Узнай об этом Яков, он был бы весьма доволен.