Повесть Чехова «Черный монах»

История написания

Антона Павловича Чехова знают во всем мире как автора небольших аллегорических произведений и писателя, который исследует многообразие человеческой натуры. Но в поздних рассказах отчетливее можно заметить интерес писателя к онтологической тематике (онтология — учение в философии закономерностях, структурной составляющей и принципах бытия). Ярче всего она показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в пьесах:

Дом-музей Чехова

  1. «Вишневый сад».
  2. «Три сестры».
  3. «Дядя Ваня».

Повесть была написана в подмосковном доме в Мелихово (сейчас здесь расположен самый крупный дом-музей Чехова) в 1893 г. Создавая «Черного монаха», автор, как обычно, делился своими мыслями с друзьями. Он пишет письма Гольцеву, Лейкину, Суворину, рассказывая о некоторой любопытной «повестушке в несколько листов». Сам писатель говорил, что идея повести ему приснилась.

Когда работа была закончена, все издатели наперебой начали заманивать Чехова в свой журнал. Поэт выбрал «Артиста» — издательство, которое специализировалось на театральной теме. Позднее, уже в XX веке, эту повесть ожидала насыщенная экранная и театральная судьба.

Театр и кино

Кинофильм «Черный монах»

Первый кинофильм по сюжету популярного произведения Чехова был снят в 1987 г., его режиссером был Иван Дыхнович. Роль Коврина в фильме играл актер Станислав Любшин, Песоцкого сыграл Петр Фоменко, Таню — Татьяна Друбич.

В 1995 г. на телевизионные экраны выходит одноименный спектакль режиссера Сергея Десницкого, также он сыграл в телеспектакле одного из главных персонажей. Через четыре года «Черного монаха» с успехом поставили на сцене столичного ТЮЗа. Главным режиссером стал Кама Гинкас. Персонажа Коврина в спектакле играл Сергей Маковецкий. Главная роль в «Черном монахе» досталась Игорю Ясуловичу. Образ старика Песоцкого воплотил на сцене актер Валерий Баринов. Татьяну сыграла Юлия Свежакова.

Содержание повести

Андрей Васильевич Коврин

Андрей Васильевич Коврин — умный человек, магистр и автор научно-публицистических докладов. Он ведет безрадостную жизнь в городке. Ему приходится много трудиться, постоянно писать и читать, он все время курит и пьет вино. Врачи диагностируют у Коврина нервное расстройство и рекомендуют поехать в тихую деревушку, чтобы побыть подальше от городской суеты и поближе к природе.

В поместье Борисовка проживает престарелый Егор Песоцкий — бывший опекун Коврина, вырастивший его как собственного сына. Он постоянно живет в деревенском домике. В его жизни существует лишь несколько радостей: бывший воспитанник Коврин, дочь Татьяна и сад. Сад старику заменяет малое дитя. Целые дни он заботится о нем и даже не заснул ночью, когда с яблонями случилось несчастье и их необходимо было спасти от стихии.

Татьяна Песоцкая — привлекательная, утонченная и юная девушка. Из-за отца ей пришлось жить в деревне. Она просто умирает от скуки, поскольку старик только и говорит о своем саде. Приезд Коврина стал для нее глотком воздуха в деревенской глуши. Когда Коврин видел девушку в последний раз, она была очень маленькой. Сейчас же Таня превратилась в привлекательную девушку. Между ними завязываются отношения. Егор Песоцкий рад этому — лучшую пару для Тани в деревне не найти.

Песоцкие — приземленные, беззастенчивые, простые люди. Другое дело — утонченная натура Андрея. Старик все время говорит Татьяне о том, насколько умный и талантливый Коврин, насколько далеко этот человек может пойти. Андрей Васильевич относится с любовью к Песоцким и их деревенскому домику, но все вокруг ему кажется довольно примитивным, здесь нет достойного собеседника. Неожиданно главный герой встречает Черного монаха.

Коврину давно известно предание о Черном монахе — загадочном страннике, который обошел весь мир. Он может ходить по воде, летать над горами, пронизывать атмосферу и исследовать космические просторы. В один день этот мистический человек предстает перед Ковриным в саду у Песоцких.

Монах говорит Андрею Васильевичу, что является гением и избранным, а возможность видеть его — не нервный стресс, а величайшее дарование, которое может даваться только лучшим из людей. Коврин верит монаху, также он уверовал в себя и свою уникальную способность. Ежедневно он встречается со своим новым другом, долго разговаривает и очень счастлив от этого.

Черный монах

В один из дней Таня, которая к тому времени уже стала супругой Андрея Васильевича, проснулась среди ночи и увидела, что ее муж ведет разговор с пустым стулом. Испуганная женщина обращается к врачам. Общими силами Коврина уговаривают пройти реабилитацию в психиатрической больнице. Призрак покидает Андрея Васильевича, однако одновременно с этим уходят радость и счастье. Супруг начал обвинять Татьяну в том, что она заставила его лечиться и нарушила хрупкий, но устойчивый мир. Из-за скандалов они разводятся.

Не выдерживает этого удара престарелый Песоцкий. Он сильно заболевает и скоро умирает. О его смерти Андрей Васильевич узнает из письма Татьяны, наполненного проклятиями и негодованиями. Коврин вместе с новой супругой Варварой Петровной отправляется на отдых, поскольку тоже тяжело заболел. Он выходит подышать и опять видит монаха. Тот упрекает его за недоверие, но добродушно дает еще один шанс, поскольку Коврин является избранным. На лице героя появляется улыбка, он не чувствует, что из горла идет кровь. Он ощущает счастье и умирает.

Идея произведения

Автор говорил, что его произведение посвящено мании величия. Главный персонаж повести работящий и талантливый, он делает свою работу и получает от нее удовольствие. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но, к сожалению, не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании заключается трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкурентоспособности, стимула к какому-то совершенствованию, появляется ковринский синдром.

«Двойник» Достоевского

Монах в этом случае играет роль доппельгангера, олицетворяющего раздвоение личности. Здесь можно вспомнить, к примеру, «Двойника» Достоевского, где неудачливый чиновник Голядкин встретил свою воображаемую копию. Она имела такие же качества характера, которые несмелый Голядкин не смог выпустить из глубины собственной души.

Призрак в повести озвучивает то, о чем постоянно думает гений, но не решается сказать. Таинственный монах убеждает его, что он избранный, лучше остальных. Помимо этого, он заставляет Коврина верить, что люди с нормальным сознанием являются стадными животными. Гении имеют собственный взгляд и мировоззрение, которое животные называют «сумасшествием».

История Коврина напоминает христианское предание о Св. Антонии, которого много раз пытался искусить дьявол. Но Антоний противостоял этому. Главный персонаж Чехова умирает гордо, он уверен, что является избранным.

Анализ композиции

Во время анализа произведения отдельное внимание нужно обратить на композицию повести. Она выглядит так:

  1. Начало описывается в мажорных тонах. Главный герой отправляется в деревенский домик Песоцких, он наполнен надеждами на лучшее будущее, его встречают добродушный старик, красивая Татьяна и пышный сад.
  2. Главная часть пронизывается ощущением тревожности. Реальность начинает бороться с ирреальностью, добро — со злом. На сцене появляется монах.
  3. Кульминация — сумасшествие главного персонажа уже очевидно, призрак пропадает, начинается затишье, однако все говорит о том, что это ненадолго.
  4. Окончание — минорное описание, жизни персонажей сломлены: старик умирает, Татьяна одинокая и несчастлива, Коврин заболел, сад отдали в руки чужому человеку.

Писатель мог бы оставить повесть незаконченной, дав хоть немного надежды на то, что у главных персонажей получится восстановиться после катастрофы. Но перед окончанием повествования дьявольской молнией на небе возникает монах и увлекает Коврина в адскую пучину.