Анализ рассказа «Тапёр» Александра Куприна

Информация о произведении

Антон Григорьевич Рубинштейн

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

Главные герои «Тапёр» Куприна

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Семья Рудневых

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Нравственные уроки В рассказе Куприна «Тапёр»

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Катерина

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Светлана

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Максим