История создания произведения

Сюжет был построен, по мнению литературоведов, на одном рассказе о чиновнике, который хотел приобрести красивый и нарядный мундир, расшитый золотыми нитями. Мечта его сбылась, но мундир он так и не надел - сначала не было повода, а потом чиновник умер. Мундир для того чиновника оказался главнее других жизненных приоритетов - друзей, семьи и собственного счастья. Мечта вместо реальной жизни - Чехова взволновала эта история. И в 1898 году автор решает написать про героя, который мечтал о доме с кустами крыжовника. Первые наброски Антона Павловича были с более трагичным концом, но автор смягчил судьбу героя, оставив ее тем не менее такой же одинокой и бессмысленной.
Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич
Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич

Тема

Чехов поднимает тему ограниченности человеческих решений. Главный герой рассказа Николай Иванович - человек, который создал себе идеальную мечту. К ней он шел долгие годы. Его мечта вначале для читателя становится благородной, ведь хорошо иметь свой дом, да еще и с кустами крыжовника. По мнению Николая Ивановича, у него все идет по плану - он стремится к своему крыжовнику, но Чехов вводит другого персонажа Ивана Ивановича. Иван Иванович - брат главного героя, и именно он показывает реальное положение вещей. Дом с крыжовником куплен, но счастья нет, точнее оно ложное. В этом ложном и единоличном счастье и пребывает Николай Иванович. Брат ему показывает, что он стал черствым, нелюдимым, злым. В ответ на эти все претензии главный герой, чтобы одуматься, приносит тарелку кислых ягод, и наслаждается этим. Ивану горько видеть брата, и он задумывается над тем, что вот таких “счастливчиков” очень много. Они не выходят за пределы своего розового мира, в то время когда истинное счастье - это помощь другим.

Композиция и сюжет

Экспозиция и завязка начинается с описания дождливой природы, из-за которой рассказчику Ивану Ивановичу и его другу Буркину необходимо было найти кров, чтобы переждать непогоду. И они решают посетить знакомого помещика Алехина. Алехин приютил знакомых, дал возможность помыться и переодеться, и во время чая рассказчик решает поведать о своем брате Николае. Развитие действия - рассказ о Николае Ивановиче. В этой части рассказа повествование ведется от лица его брата, и занимает почти все произведение. С братом они воспитывались в семье офицера и кантиста Чимши-Гималайского. В детстве они жили как обычные крестьянские дети, хоть и имели дворянский титул. После смерти отца имение их продали, и с тех пор брат Николай заимел мечту стать дворянином с собственным домом и кустами крыжовника.
Для своей мечты он сделал все: копил деньги, во всем себе отказывал, даже женился на престарелой женщине, но с богатым наследством - и это ради ягод. Брат застает Николая Ивановича уже в своем имении, с барскими замашками и с такими же барскими поступками. Николай якобы творил добро, но на самом деле калечил других: давал полведра выпивки крестьянам, а те спивались, но благодарили, или лечил всех мужиков содой от всех болезней. Николай Иванович считал себя нужным, но в итоге оказалось, что он одинок. У него есть только тарелка с крыжовником и поместье, где никому он не нужен.
Рис. 2. Крыжовник. Художник С. Алимов
Рис. 2. Крыжовник. Художник С. Алимов
Завершение рассказа - мысли Ивана Ивановича. Он говорит своим слушателям Алехину и Буркину, что зачем ждать чего-то, зачем ждать первого урожая крыжовника, когда можно его купить на базаре и подарить детям, может даже и чужим. Или зачем ждать лучшего момента для надевания мундира, его может никогда и не быть.
Важно! Кульминационной точкой становится обращение к Буркову: “... не успокаивайтесь, не дайте усыпить себя!”. Именно к этому выводу приходит и автор: необходимо жить здесь и сейчас, а достижение целей ни в коем случае не должно сводиться к единственному занятию в жизни.

Жанр и особенность рассказа

“Крыжовник” А. П. Чехова - это короткий рассказ, написанный в стиле реализма. В нем наблюдаются все характерные признаки этого жанра - мало сюжетных линий, небольшое количество действующих лиц и сжатый объем текста. Сам автор хотел написать больше рассказов, посвященных “футлярной” жизни, но после публикации последнего рассказа “О любви” он решает, что тема себя исчерпала. Автором подчеркивается, что “футляр” у человека может быть разный - мундир, крыжовник, страх жить, страх любить. Но в любом случае это приводит к ограниченности мысли человека, он застывает внутри своего “футляра”, как мумия. Для лучшего понимания темы произведения рекомендуем также послушать аудиоанализ рассказа “Крыжовник” из видео ниже.