История появления на свет «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого

Рождение произведения

На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.

Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.

Тема, идея и содержание

Подробный анализ произведения Некрасивая девочка

Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.

Первая часть

В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.

Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.

У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.

 оформление, особенности жанра стихотворения

В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».

«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».

На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.

Вторая половина стихотворения

Рифмы, выразительные средства в произведении

Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».

Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».

Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.

Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.

Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.

Критики о стихотворении Некрасивая девочка

Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.

Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».

Стилистические особенности

По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:

  • Описание главной героини.
  • Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».

Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.

Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.

Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:

Образ девочки в стихотворении Некрасивая девочка

  • «худая рубашонка»;
  • «бедная дурнушка»;
  • «чистый пламень»;
  • «охваченная счастьем бытия»;
  • «в глубине ее горит»;
  • «всю боль свою один переболит»;
  • «младенческая грация души».

Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.