Драматургия Чехова: рождение нового жанра

Заявив о себе, как о драматурге, Чехов на тот момент уже был известен и как писатель. Публика в самом начале ждала от него привычных произведений с юмором, но писатель решил обратиться к более животрепещущим и серьезным темам. Несмотря на ожидания зрителей, автор смог их увлечь и поразить, заставить задуматься над важным.

Поставленная в Художественном театре пьеса «Чайка» смогла оставить яркие впечатления у критиков. Сюжет был достаточно необычным для драматического жанра. Вместо обострения конфликтов, любовных хитросплетений пьеса показывает провинциального юношу, который хочет стать режиссером. Он влюбляется в прекрасную девушку и даже ставит пьесу с ней, но та не возымела успеха. В итоге у девушки складывается трагическая судьба – она погружается в любовные переживания, словно в пропасть.

Мечты о семейном счастье и сцене приводят девушку к тому, что она сбегает со своим любовником, теряет ребенка и в итоге остается совершенно одна. И ее судьбой становится игра на сценах в третьесортных театрах. Несмотря на все пройденные испытания Нина не утрачивает надежду на светлое будущее и верю в человечность. Пьеса пронизана основной мыслью: смысл бытия кроется в терпении, способности преодолевать все испытания и невзгоды с высоко поднятой головой.

Новаторство в драматургии Чехова состоит в том, что автор обращается в первую очередь к нравственной стороне человеческой жизни. Что для вас любовь и правда? Можно ли верить в людей, преодолев все несчастья и преграды? Нужно ли бескорыстно служить искусству или лучше ублажить собственное эго и самолюбие?

особенности драматургии чехова

Примечательно, что автор не старается ответить на эти вопросы. Он предоставляет возможность читателю или зрителю самостоятельно решить, что для него правильнее и важнее, дает возможность сделать собственный выбор. Именно благодаря этому пьеса «Чайка» стала своеобразным прорывом в драматургии, хотя ее приняла далеко не вся публика, а многие критики посчитали произведение откровенно провальным.

Драматические произведения нового жанра

Все пьесы Чехова, которые были написаны после «Чайки», все глубже погружали зрителя в омут человеческих чувств, страданий, переживаний. Причем от произведения к произведению все переживания становились сильнее, ярче, насыщеннее.

Особенности в драматургии Чехова проявились в пьесе «Дядя Ваня». Она рассказывает о жизни ничем не примечательного дворянина-провинциала, который воссоздал для себя кумира в лице собственного родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня воспитывал его дочь Соню, помогал родственнику материально и морально. Главный герой считает, что его жизнь наполнена высоким смыслом. Вот только когда Серебряков появляется в его доме со своей второй женой, все привычные устои и постулаты начинают постепенно разрушаться, показывая глубину заблуждений Войницкого. В итоге он глубоко разочаровывается в своей жизни. Несмотря на такие упаднические ноты, автор старается вынести для зрителя своеобразный урок: «В человеке должно быть прекрасно все: и одежда, и лицо, и мысли, и душа». И показывает он это через призму любви Сони к доктору.

В другой не менее известной пьесе «Три сестры» также ведется поиск смысла жизни. главные героини не могут его обрести в мире потребительства и мещанства. Девушки верят свои чистые и светлые мечты. Но время идет, годы прожитой жизни начинают их отрезвлять и веры остается все меньше и меньше.

новаторство драматургии чехова

Но в наибольшей степени новаторство драматургии А.П. Чехова проявило себя в «Вишневом саду». В пьесе показывается жизнь обедневшего дворянства. Причем именно через такую семью автор пытается показать всю русскую жизнь того периода. Отражение постепенного распада и разрушения сада является своеобразным предсказанием или даже предчувствием будущих изменений в России 1917 года.

Особенности новаторского метода А. Чехова

Новаторство пьес Чехова поразило его современников. Оно находило отклик не только в сердцах зрителя, но и ведущих критиков. Последние сформулировали основные драматические черты произведений писателя:

  1. Отражение в пьесах черт кризиса реализма, типичного для конца 19 века.

  2. В чеховской драме автор отходит от реалистичности изображения персонажей, чтобы глубже проникнуть в их внутренний мир.

  3. Писатель создает многослойную реальность, в которой много разных подводных течений.

  4. Четкое ощущение трагичности бытия человека, растворение в повседневности, но вместе с тем и стремление постичь общий смысл жизни.

  5. За словами чеховских героев всегда кроется вторичный, глубинный смысл.

  6. В пьессах обычно нет выраженных конфликтов, а все герои не могут быть поделены на отрицательных и положительных.

  7. Финалы у пьес обычно открытые, чтобы зритель смог сам додумать окончание сюжета.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что А.П. Чехов стал своеобразным новатором в драматургии. Произведения автора не ведут, а скорее направляют человека на пути поиска смысла жизни и бытия, собственного совершенствования.

Роль Чехова в мировой драматургии

Чехов А.П. стал известен во всем мире именно благодаря своим пьесам. И такую известность он смог получить, причем еще при жизни, благодаря тому, что в его произведениях нет ни подлецов, ни святых, ни злодеев, ни ангелов. Даже какие-то яркие и исключительные события, столкновения практически исключены из действия. Главной задачей автора оставалось отражение повседневного состояния людей, которое и создавало тот самый конфликт между личностью и условиями жизни.

Автор не обвиняет и не оправдывает своих персонажей. Он показывает просто людей с различными судьбами и напряженной духовной жизнью. Персонажи обычно сами прозревают и приходят к своей собственной правде. Автор стремится показать настоящие причины трагедии – личная ответственность за свою судьбу и ненормальное устройство общества, в котором живут герои пьес.

драматургия чехова кратко

Антона Павловича не только на отечественных просторах, но и далеко за их пределами называют «мастером короткого рассказа». Если у Достоевского на первый план в произведениях выносится идея, у Толстого – характер, то у Чехова – личность. Он сводит к заурядности все аспекты, которые другим могут казаться экстравагантными. Чехов создавал образы простых людей, которые способны постичь смысл жизни, вкусить свободу, дойти до предела, делая при этом собственную жизнь невыносимой.

Считается, что чеховские произведения оказывали влияние на стили и идеи различных писателей. Чехов близок восточным людям своим почти медитативным созерцанием жизни и вечности. Символичность персонажей смогла привлечь внимание западных творцов. Но если те же азиаты углядели в произведениях особый посыл о жизни и смерти, то западное общество в лице критиков назвало писателя родоначальником своеобразного «театра абсурда», сильно повлиявшего на европейский театр.

Американские критики считают, что метод Чехова подразумевает отсутствие динамичности сюжета. Вместо этого действие заменяется разговорами, раскрывая суть истории и внутренний мир персонажей. Таким приемам в письме и раскрытии персонажей на Чехове учились Беккет и Ионеско.

Оценить полностью влияние произведений Чехова на западную драматургию и литературу сложно. Многие авторы были впечатлены его стилем письма, а также способностью автора в небольшие объемы пьес вмещать огромное содержание. Все его произведения пронизаны тревогой, проблематичностью взаимоотношений между человеком и окружающей его средой, неспешным освоением правды.