толстой

Описание дуба занимает важное место в произведении и помогает понять, какие мысли и чувства посещали Андрея Болконского в моменты переоценки ценностей.

Огромное дерево с «болячками» в романе-эпопее олицетворяет человека.

Первая встреча с деревом

Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина. Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками». Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

  • «корявые»;
  • «несимметрично-растопыренные»;
  • «неуклюжие».

О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Дуб война и мир

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

  • «мёртвые»;
  • «задавленные»;
  • «одинокие».

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили. Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги. Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Дуб и болконский война и мир толстой

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Помолодевший дуб летом

Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

 характеристика дуба толстой

Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

Образ весеннего леса

Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.

Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.

 болконский и дуб война и мир

Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.

Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.

Общее между Болконским и «стариком»

Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

Андрей болконский

  • смерть жены;
  • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
  • унижение в плену;
  • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

Влияние природы на Андрея

Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

Отрывок про дуб война и мир

Этот отрывок про дуб в «Войне и мире» показывает, как образ обновлённого дерева всколыхнул в душе Андрея жизнеутверждающие эмоции и изменил его отношение к жизни. Вместо горьких воспоминаний, появились приятные. Князь стал думать о Наташе Ростовой, о небе под Аустерлицем и победоносных моментах.

После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

Работа на уроке

В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

Описание дуба война и мир

На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.