Быт и нравы татар

Первое знакомство Жилина с аулом происходит через узкую щель в сарае, куда его бросили в первый день плена. «Татарская деревня» невелика, мужчина видит десяток домов и «церковь» — мечеть. Нравы здесь явно патриархальные — женщины заняты по хозяйству, присматривают за детьми, прислуживают мужчинам, а мужской пол занят исключительно набегами и торговлей. В доме самого зажиточного «татарина» имеется определенный комфорт и роскошь.

Там «горница хорошая», стены обмазаны глиной, в углу куча пуховиков, а на стенах дорогие ковры с развешанным оружием «в серебре». Главное место в доме занимает «передний угол», который «устлан войлоком», коврами и подушками. Там среди подушек сидят хозяин и его гости — беседуют, обедают и торгуются.

толстой рассказ кавказский пленник образы татар

Характеристика красного татарина

Пленивший Жилина татарин назван им «красным» или «рыжим». Это человек «с красной бородой», который при первой встрече «визжит», «зубы оскалил». Когда мужчину везут в аул, он видит «здоровенную» спину, жилистую шею и бритый затылок горца. Позже офицер узнает, что этого человека зовут Кази-Мугамет. Он явно ненавидит пленного — говорит «точно ругается», смотрит исподлобья «как волк». В рассказе нет подробностей или объяснений такой неприязни, но из контекста понятно, что «красный» татарин видит в русском только врага, представителя народа, который угрожает его дому. Татарин не видит в Жилине человека, то для него предмет, который можно пленить или продать кому-то.

Образ черного татарина

Среди характеристик татар в «Кавказском пленнике» Абдул-Мурат или «черный татарин кажется самым противоречивым обитателем горного аула. Жилин видит его как человека быстрого и живого, который «так весь на пружинах и ходит», он хорошо одет и весело разговаривает с пленным. Когда офицер начинает спорить и ругаться с ним из-за суммы выкупа, то Абдул-Мурат даже выказывает определенное уважение к мужчине, не позволяющему запугать себя. Он способен увидеть в Жилине не только врага, но и человека. Но его хорошее отношение к русскому имеет свои пределы. После попытки побега, его симпатия к «урусу» полностью исчезает.