Определение и черты литературного классицизма

Расшифровать термин можно как «распространённое направление в литературе 17–19 веков, впервые появившееся во французской культуре».

Классицизм носит воспитательный характер. Так, в произведениях описываются герои, достойные подражания. Как правило, они сильны духом и готовы бороться с трудностями, имеют хорошо слаженный ум и следуют нравственности и морали. Такие люди пропагандировались как патриоты, достойные своей страны и воспитанного общества. В таких сочинениях читатели находили ответы на некоторые вопросы и учились жить. Поэтому классицизм иногда называют «учебником жизни».

жанры классицизма в литературе

Направление обладает четко фиксированными чертами, которые обязательны к соблюдению в произведении. Если взять любое классическое сочинение, в нём без труда можно заметить:

  • приверженность античности и искусству того времени;
  • деление героев на группы;
  • наличие любовного треугольника между персонажами, причём выступает в нём одна женщина и два мужчины;
  • добро одерживает победу над злом;
  • соблюдение принципа трёх единств.

Жанровое деление

Жанры принято делить на три категории:

  • высокие – ода, эпопея и трагедия;
  • средние – элегия и драма;
  • низкие – сатира, комедия и басня.

Они во многом отличаются по тому, какая лексика используется для повествования. Так, в низких присутствуют просторечия, в то время, как в высоких это недопустимо. Средние же допускают смешение и просторечий, и церковных слов.

Смешение жанров между собой в классицизме является недопустимым.

Деление персонажей

Герои делятся на две группы, промежуточных состояний между ними нет. Либо персонаж отрицателен и имеет какой-либо порок, либо положителен и достоин подражания. Каждый участник событий является олицетворением только одного качества или черты, выделенного наиболее ярко.

В литературном классицизме положительный персонаж всегда выбирает сторону разума. Чувства присутствуют, но не имеют такой степени влияния. В финале произведения герои нравственные одерживают победу в конфликте, антагонисты терпят крах.

Широко распространено использование говорящих фамилий, способных многое сказать об их носителях.

Принцип трех единств

Заключается в соединении времени, места и действия. Временной промежуток описываемых событий – не более суток. В в центре сюжета только один конфликт, который обязательно будет решён.

Проблематика

Разум всегда борется с чувственной составляющей. Но исход в их борьбе известен заранее, победа остаётся за логикой и разумом. Чувства остаются на заднем плане, если появляются гражданские обязанности.

Наиболее часто поднимаемые проблемы – общественные и гражданские, патриотические. Долг и честь среди них появляются регулярно.

Классицизм в русской литературе

До русских писателей направление дошло только в первом пятидесятилетии 18 века. Как известно, Россия развивалась с небольшим отставанием по сравнению с Европейскими странами.

Классицизм в русской литературе

Первым писателем, применившим направление, стал Антиох Кантемир. Его перу принадлежат сатиры (например, «К своему уму», «Сатир и Периерг», «О различии страстей человеческих»), которые стали широко известны.

Классицизм в русской литературе можно разделить на несколько этапов его развития:

  • предпосылки к проникновению, уход от религиозных сочинений и переход к светской – примерно с 1690 по 1725 годы;
  • создание жанра в русской трактовке – с 1730 по 1750;
  • наиболее яркий расцвет классицизма – с 1760 по 1770;
  • начало кризиса направления, усиление реализма в произведениях – 1775–1800 гг.

Главными представителями являются:

  • А. Сумароков – «Пустая ссора», «Опекун», «Нарцисс»;
  • М. Ломоносов – «Ода на прибытие... Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации», «Ода на день рождения... Елисаветы Петровны... 1746 года»;
  • Г. Державин – «Фелица», «Водопад»;
  • Д. Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

Классицизм в зарубежной литературе

Человеком, который дал начало классицизму, считается Н. Буало и его рукопись «Поэтическое искусство», появившаяся на свет в 1674 году.

Другие яркие представители:

  • Ж. Лафонтен – «Мор зверей»;
  • И. Гёте – «Письма для поощрения гуманности»;
  • П. Корнель – «Сид», «Гораций»;
  • Ф. Шиллер – «Письма об эстетическом воспитании человека»;
  • Мольер – «Скупой», «Дон Жуан»;
  • Г. Лессинг – «Мисс Сара Сампсон», «Гамбургская драматургия».