Тема произведения нос

История написания повести

Гоголь написал произведение «Нос» в 1832−1833 году и оно было включено в сборник «Петербургские повести». Об истории создания книги известны следующие факты:

Реальное и фантастическое в повести нос

  1. Автор придумал сюжет, вдохновившись известным анекдотом тех лет, об утерянном носе. Подобные истории были популярны и обладали множеством вариаций.
  2. Сюжет повести несколько раз менялся в течение нескольких лет, это происходило из-за введения цензуры, а также по причине того, что писатель желал реализовать свою идею наилучшим образом. Автор менял концовку произведения, в одном варианте все реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» оказалось просто сном главного героя.
  3. Сначала Николай Васильевич хотел опубликовать повесть в издании «Московский наблюдатель», но ему не позволили это сделать. Гоголю помог Александр Сергеевич Пушкин, который тогда стал издавать свой журнал. «Нос» был напечатан в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и строение произведения

Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики. Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы. Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.

Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.

Реальное и фантастическое в повести гоголя нос

Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:

  1. В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
  2. Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
  3. Заключительная часть предельно лаконична.

Сюжет книги

Провести анализ произведения «Нос» довольно просто. Развитие сюжета происходит по схеме: утрата носа — его поиск и нахождение. В повести рассказывается о следующих происшествиях:

Анализ произведения нос

  1. Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
  2. Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
  3. Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
  4. Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
  5. Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
  6. Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.

Реальность и фантастика

Николай Васильевич Гоголь мастерски умел соединять повседневную реальность со сверхъестественными элементами. Но если в «Шинели» фантастика появляется в конце произведения, то в повести «Нос» она возникает с самого начала.

Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.

Нос анализ произведения

Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.

Характеристика главных героев

В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:

Анализ повести нос для 10 класса

  1. Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
  2. Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
  3. Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
  4. Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.

Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.

Темы и проблематика

Тематика произведения очень масштабна. Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:

Анализ повести нос гоголя 10 класс

  1. Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
  2. Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
  3. Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.

Гоголь поднимает несколько важных проблем. В подробном анализе повести «Нос» для 10 класса можно выделить следующие моменты:

Проблематика и художественное своеобразие повести нос

  1. Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
  2. Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
  3. Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.

В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.