Редеет облаков летучая гряда: анализ стихотворения А. С. Пушкина

Краткая история написания

Пушкин

Текст «Редеет облаков летучая гряда» был создан великим русским поэтом в 1820 году, когда Пушкин находился в своей ранней южной ссылке. Александр Сергеевич взял на себя смелость опубликовать несколько весьма вольнолюбивых стихов, что, конечно, было взято на заметку императором и его приближенными. Грозившая «дерзкому» поэту ссылка в суровую Сибирь была заменена более мягкой — в южные регионы, поскольку Пушкин был уже хорошо известен, имел богатых и влиятельных друзей, которые и заступились за него весьма своевременно.

В результате южная ссылка поэта подарила его поклонникам множество удивительных поэтических текстов, в которых традиции романтизма гармонично переплетаются с реалистическими особенностями и глубокими мыслями самого автора. Вот краткая история создания поэтического текста:

Пушкин александр сергеевич

  1. Первоначальное название — «Таврическая звезда».
  2. Создано стихотворение под влиянием чувств, возникших у поэта при посещении Гурзуфа, где он проживал у семейства Раевских в августе — сентябре 1820 года.
  3. Загадка, которую оставил поэт исследователям своего творчества: кем навеян образ юной девы, появляющийся в последних строфах текста? Есть несколько гипотез (Екатерина Раевская, Мария Голицына, Екатерина Карамзина — вот основные представительницы женского пола), но точного ответа пока найти не удалось.

Таковы общие факты о написании стихотворения и его месте в творческой биографии Пушкина. Конечно, текст имел для поэта определенное значение, поскольку помогал выразить мысли и чувства, возникшие у него в переломный период жизни. Первая ссылка, красоты юга, удивительная нежная девушка — все это стало источниками вдохновения и помогло создать небольшой по объему, но удивительно проникновенный стих.

Тематика и проблематика

При проведении анализа поэтического текста очень важно правильно определить тему и основную мысль произведения. Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст. Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы.

Также для полного анализа необходимо определение жанрового своеобразия и использованных лириком изобразительно-выразительных средств.

Редеет облаков летучая гряда: анализ стихотворения

Основной темой лирического произведения, напоминающего своим напевным звучанием классический романс, является описание красот южной природы, которое переплетается с рассказом об античной истории. Герой настолько поражен открывшимся его глазам великолепием, что готов словесно рисовать его образ, однако не испытывает единения с природной прелестью.

Звучит в строфах и тематика любовной лирики. В трех последних строчках поэт рисует легкими штрихами образ своей возлюбленной, юной девы, которая, как полагают исследователи, имела реальный прототип. Известный факт — когда Пушкин давал согласие на публикацию, то просил убрать три последние строчки, но это сделано не было. Поэт пришел в ужас от того, что тайна его сердца будет известна не только широкой публике, но и той самой «деве».

Основная мысль поэтического текста — сердце романтика всегда будет искать новых свершений и пытаться покорять очередные вершины. Даже великолепие природы и любовь к прекрасной девушке не в состоянии заставить его успокоиться. Таков лирический герой, сложный и противоречивый, он искренне наслаждается красотой и тишиной, но понимает, что покой недолог.

Композиционное своеобразие

На уроках литературы некоторые тексты предстоит перечитывать неоднократно, «Редеет облаков летучая гряда» — один из таких. Это пример печальной и овеянной романтикой поэзии Пушкина, где образ лирического героя практически полностью совпадает с представлением автора о себе. При анализе композиции следует перечитать текст и выделить несколько составных частей, изучение переходов между которыми поможет более глубоко разобраться в том, что именно волновало поэта:

Александр сергеевич пушкин

  1. Краткая поэтическая зарисовка, где Пушкин изображает звезду, в свете которой серебрятся вершины скал, долина, дремлющий залив. Читатель понимает, что временем действия является ночь, но не мрачная, а освещенная светом звезд и главного светила — Луны. Это первые 4 строчки текста.
  2. Вторая часть — размышления лирического персонажа о себе. Такие мысли навеял открывшийся его взору вечерний пейзаж: «Он думы разбудил, уснувшие во мне».
  3. Воспоминания героя о том, что ему неоднократно приходилось наблюдать за восходом «знакомого светила», но в другом месте.
  4. Появление образа юной девы, которая искала звезду Венеру. Это образ-символ, не простое обращение к реальной женщине, которая, возможно, в определенный момент была значима для Пушкина, но и краткое описание самой любви.

Таким образом, в композиции поэтического текста переплелись две тематики (любовная и пейзажная), что позволило создать совершенно уникальное, тонкое и проникновенное произведение.

Жанр и тропы

При разборе поэтического текста в классе или при выполнении домашнего задания очень важно определить жанровую особенности стиха. Это образец романтической элегии, в первых строках которой поэт рисует легкими штрихами красивый вечерний пейзаж, побуждающий в душе его лирического героя воспоминания. Все в этой красоте дышит спокойствием и умиротворением: здесь произрастают удивительной красоты деревья, мирты и кипарисы, возвышаются горделивые горы, слышится шум морского прибоя.

Редеет облаков летучая гряда

Тоска по потерянному идеалу, присущая романтической поэзии, появляется ближе к концу текста, когда и возникает женский образ, нежный и чистый. Неудивительно, что стихотворение было положено на ноты. Одноименный романс, знакомый многим любителям классической музыки, был написан Римским-Корсаковым.

Размер стихотворения — любимый Пушкиным шестистопный ямб с обилием пиррихиев и чередованием мужских и женских рифм. Рифмовка парная, текст состоит из восьми двустиший.

Хоть поэт обращается к обычной и понятной каждому простой разговорной речи, он задействует несколько видов тропов, позволяющих наиболее ярко и образно выразить свое настроение и собственные переживания. Наиболее значимые тропы:

Анализ стихотворения

  1. Олицетворения (дремлет мирт, разбудил думы).
  2. Эпитеты (нежный мирт, печальная звезда).
  3. Метафоры (летучая гряда облаков, сладостно шумят волны).

Сравнения поэт не употребляет, но они и не требуются, поскольку текст построен на развернутом распространенном олицетворении. Венера, вечерняя звезда — это своеобразный мостик между прошлым и настоящим, ее созерцание заставило лирического героя вспомнить о том, что уже прошло. Не зря перед читателем предстает сложный образ, словно относящийся к двум разным пространственно-временным отрезкам. Венера словно становится связующим звеном между героем и оставшейся в его прошлом девушкой.

Благодаря использованным изобразительно-выразительным средствам природа предстает живой, становится действующим лицом текста, выполняет не просто роль красивой декорации, но и позволяет выразить чувства и мысли лирического персонажа. Туч, грома и молнии в образной системе нет, все описанные автором реалии окружающего мира погружают в задумчивость, рождают ощущение умиротворения, тишины, покоя. Его постоянные обращения к окружающим объектам природы (звезда печальная… твой луч, я помню твой восход) помогают подчеркнуть близость к ней.

Однако лирический герой способен помнить навсегда утраченную возлюбленную, что привносит в текст нотку поэтической грусти и тоски.

Таковы особенности лирического романса А. С. Пушкина, образца его романтической поэзии. Даже если прочесть всего полтекста, все равно станут очевидными его художественные достоинства и богатство образов.