Комедии Фонвизина «Недоросль»

Долг перед Отечеством

Для успеха любого дела правителю нужны кадры. И не просто рекрутированные, а хорошо подготовленные и обученные. Пётр Великий это понимал и ясно видел, что знать постепенно становится плохим помощником в реализации задуманных реформ из-за невежества и лени. А ведь именно на этих людей должна опираться власть.

Пётр Великий

И тогда царь стал наводить порядок и готовить будущую элиту страны. Почему он это делал? Просто видел: знатное происхождение не гарантирует формирования плеяды государственников. Все дворянские дети в законодательном порядке были обязаны пройти обучение до 15 лет. В этом возрасте сыновья должны были отправляться на государственную службу.

Мало того, Пётр I считал, что дворянин не должен быть бездельником. Именно поэтому он устраивал смотры, на которые обязаны были являться все знатные мужчины от мала до велика, и горе тому, кто рискнёт либо сам уклониться, либо сыночка спрятать!

По закону им даже смерть грозила. Но всё же никто казнён не был, а вот штрафы взимали, батогами били и ссылали, а имения отбирали и отписывали «на государя».

Таким способом царь-реформатор старался расшевелить «боярское болото». Милостью своей отмечал подданных не за высокородное происхождение, а по заслугам перед Отечеством. Как и следовало ожидать, подобные перемены понравились не всем. Находились и всячески отлынивавшие от исполнения государевой воли. Им хотелось ещё пожить в привычном ритме, как встарь бывало.

Но внук не стал последователем великого деда. При императоре Петре III вышел манифест 1762 г., коим государь пожаловал благородному дворянству российскому вольность и свободу. Это было практически позволение решать самостоятельно, служить на гражданке или в армии, или вообще нигде. Кроме того, после подписания документа дворянам было позволено выезжать за пределы государства свободно, но с оговоркой: в случае войны — вернуться незамедлительно и служить в армии.

Во время создания пьесы некоторые участники реформ ещё были живы. А дети их и внуки знали о петровских временах из рассказов старшего поколения, как говорится, из первых уст. И прекрасно понимали значение слова «недоросль». Почему комедия называется именно так, тоже всем было ясно, ведь именно 15-летний барчонок был главным героем этого сочинения.

Сатирическая зарисовка с натуры

В своей пьесе Денис Иванович Фонвизин показал нравы провинциальных дворян. Однако это не портреты реальных людей, а собирательные образы. И многие персонажи получили от автора имена и фамилии далеко не просто так.

Сатирическая зарисовка с натуры

Всё начинается с семьи

В своём имении жили помещики Простаковы. Драматург не уточняет, в какой губернии развиваются события, подчёркивая тем самым, что подобное возможно встретить в любом краю.

Глава семьи носил имя Терентий. Значение этого имени можно свести к слову «помощник». Женившись на властной и жестокой женщине из дворянского рода Скотининых, он стал бесхребетным подкаблучником и её помощником в безжалостных расправах над крестьянами. Будучи от природы робким и смирным, Простаков безропотно сносил унижение, оскорбления и даже побои от своей половины.

Оба родителя образованностью не отличались и даже читать не умели, а мать даже гордилась этим, пребывая в полной уверенности, что всякая учёба дворянам ни к чему. И отец, и мать безмерно любили своего единственного сына. Но порой родительская любовь калечит и судьбу, и душу ребёнка.

Формирование личности Митрофана Простакова

В семье главенствующая роль принадлежала матери, и сын с малых лет брал с неё пример. Если он говорил с прислугой, его речь походила на лай. Даже с членами семьи и родителями он эгоистичен и груб.

Формирование личности Митрофана Простакова

Избалованному и ленивому барчуку матушка ни в чём не отказывала. По её мнению, дитятко должно питаться отменно и как можно больше. И даже если от переедания сыну стало дурно, виноваты все вокруг и в первую очередь нянька. Как и в том, что лишний пирожок весьма упитанному ребёнку пожалела (абсурдно, но именно за это барыня выговаривала крепостной).

Зачем помещику всякие там науки, мать не понимала и внутренне противилась тому, что её любимому чаду придётся утруждать себя. Но так уж заведено, да и все соседи-помещики для своих детей учителей нанимают. Госпожа Простакова скрепя сердце решила, что надобно и для Митрофанушки кого-нибудь пригласить. Очень показательно, кого же родители выбрали сыну в наставники, кто и чему должен был учить барчука:

  1. Арифметику преподавал Цыфиркин, до того два десятка лет отслуживший в армии. Пафнутьич — человек не очень-то образованный, но честный и добрый.
  2. С азами грамоты знакомил малограмотный семинарист-недоучка Кутейкин. Сидорыч невесть каким образом пристроился в городскую церковь дьячком, да ещё и подрабатывал учительством.
  3. Обязательный для господ французский язык и другие науки (весьма расплывчатое и странное определение) молодому барину втолковывал вообще фантастический персонаж — немец по происхождению с очень интересной фамилией. Вральман ничего общего с обучением и образованием вообще не имел, мало того, три года был кучером у знатного дворянина Стародума.

Что могли вложить в барчука малограмотные и, если честно, плохие учителя? Первые два просто не смогли перебороть лень своего ученика, и тот просто плохо читает даже по слогам, считает из рук вон плохо.

Преподаватели Митрофанушки

А вот Вральман мало того что ничему необходимому не научил, но ещё и поддерживал нежелание Митрофанушки заниматься. И нужно заметить, за это был в почёте у госпожи Простаковой как единомышленник. И у матери, и у горе-наставника слова недоросля о том, что он хочет не учиться, а жениться, вызывают понимание и согласие.

Вот таким образом юный Простаков и сформировался. Поскольку ему ещё только 15 лет, он назван недорослем. Но гораздо более глубокий смысл Д. И. Фонвизин в название комедии «Недоросль» вкладывал. Драматург показал в своём произведении, что помещичий сын — достойный плод злонравия своих родителей:

  1. Юный Митрофан после трёх лет учёбы оказался совершенно необразован, ленив и беспросветно глуп. Однако отлично научился льстить тому, в чьих руках власть и сила. Пока мать держала в страхе и покорности всё имение, он перед ней лебезил и заискивал.
  2. Барчук вырос совершенно аморальным типом, копируя и перенимая моральные устои родительницы. Он точно так же груб, жесток и бессердечен. И в конце пьесы госпожа Простакова увидела истинное отношение любимого сына.
  3. Не дорос Митрофан и до понимания собственного статуса дворянина. Ведь быть представителем правящего класса — это не только иметь власть над несчастными крепостными, да предаваться лени и обжорству. Барчук понятия не имеет о том, что такое долг перед Отечеством. В чём заключается это понятие, ему, похоже, так никто даже кратко не объяснил.

Вот и выходит, что главного героя можно назвать недорослем в третьей степени. Он не представляет собой никакой ценности для государства, по крайней мере, пока.

Юный Митрофан

Пьеса Фонвизина пронизана тревогой за будущее страны. Ведь будущее будут творить вот такие же Митрофанушки, повзрослевшие недоросли. Смысл названия комедии и основная тема состоят в том, что подрастает поколение, в котором может оказаться немало таких вот недообразованных, недовоспитанных людей. В этом драматург усматривает настоящую трагедию общества.

Произведение Фонвизина высоко оценил князь Одоевский, русский писатель, общественный деятель и мыслитель, живший в девятнадцатом веке. Но он относил пьесу к разряду истинных трагедий наряду с гоголевским «Ревизором» и грибоедовским «Горем от ума».

События, описанные в пьесе, относятся к XVIII веку. Однако ключевые вопросы воспитания подрастающего поколения, на которых автор акцентирует внимание, остались важными и два с половиной века спустя. А гениальный текст уже давно разобран на цитаты, которые часто звучат и сегодня.