«Есенин — мой любимый поэт серебряного века»

Неординарная личность поэта

Популярность Сергея Есенина вполне оправдана. Многим ученикам он мог понравиться даже до знакомства с его творчеством своими внешними качествами. Позже можно было провести соответствие между его добрыми чертами лица и трепетными стихами. Однако более ценную информацию о жизни Есенина могут дать его современники, которые, будучи также поэтами, имели место непосредственно встречаться и дружить с ним.

Маяковский и Есенин

Маяковский как-то затрагивал тему наружности и характера Сергея Есенина в своей статье «Как делать стих». Первая встреча с ним оказала на него забавное впечатление. На момент встречи Есенин, уже будучи известным и обеспеченным, не изменял своим привычкам в одежде и продолжал намеренно носить любимые лапти и вышиванку. Маяковскому показалось, что он слишком вычурный и только рисуется этим, хотя впоследствии составил о нём уже другое мнение и убедился в искренности его поведения.

Известно, что Есенин проявлял особое внимание к женскому полу, о чём могут говорить всяческие упоминания о них во внушительной доле его работ. С детства он отличался непомерно богатым воображением и остротой восприятия окружающего мира. Имея такую особенность психики, взаимоотношения с женщинами не могли не оставить на нём глубокого следа и не растревожить его душу.

Вполне возможно, что именно они стали причиной появления его угнетённо-подавленного состояния. Друзья и приятели, кто был ему близкий по творчеству, начинали чаще замечать за ним следующие проявления:

  • склонность к выпивке;
  • тревожность;
  • рассеянность;
  • невнимательность к своему внешнему виду.

Наиболее пагубным периодом его жизни являлся тот, когда он вдруг пристрастился к спиртному. Некоторым людям свойственно топить своё горе в вине и водке и такому утешению несчастной любви можно только посочувствовать.

Простота характера

Простота характера Есенина

Близкие друзья поэта знали и понимали его как искреннего и добродушного человека, который умел проникнуться в переживания ближнего. Заслужив некоторую известность среди поэтов и поднявшись на более высокое материальное положение, он не кичился этим, а даже в некоторой степени презирал. Этим и объясняется его долгая приверженность к «домашней», рязанской одежде и невнимание к так распространённому среди его круга ношению фрака.

Его ранимость, простота и открытость, возможно, и были причиной того, что он не мог распознать коварства в любви, отчего влюблялся не в тех и долго страдал от их потери. Маяковский также замечал в нём устойчивость характера и силу воспитания. Несмотря на всю свою приобретённую известность и репутацию, он также оставался прост в общении и незаносчив как и во время первой встречи.

Проникновенность души

Все его знали как отличного оратора. Он читал свои стихи с особым проникновением, как бы полностью абстрагируясь от происходящего в пользу углубленного чувства стиха. Владимир Маяковский не раз замечал, как он, даже будучи пьяным, оставался в способности пламенно отпускать свои наболевшие строки своим внимательным слушателям.

Примечательно то, что он не был разорван с природой. Это можно хорошо заметить по его творчеству. Все описания природы так любовно сотворены, что создаётся впечатление его непосредственного участия в жизни каждого организма, будь то дерева или какого-либо животного. Это и отличает его от других поэтов; пусть даже стихи его бывают просты, не претендуя на витиеватость рифм и хитросплетённость ритмической составляющей, все они проникнуты любовью к описываемому предмету. Почерк его произведений, в первую очередь — это неожиданные сравнения и красивые образы.

Отличительные признаки творчества

Поэзия Есенина

Неплохим каламбуром будет то, что поэты, жившие в революцию общественного порядка, совершили революцию и на своём узкоспециализированном поприще — в поэзии. Есенин, Маяковский, Алексе Толстой и другие изобрели совершенно новые приёмы стихосложения и рифмования. Были поняты и критически рассмотрены классические произведения таких авторов, как Пушкин или Лермонтов.

В творчестве поэтов серебряного века, а именно в принципе построения стиха можно заметить много изменений. К ним относятся:

  • сложность рифм;
  • запутанность ритмического рисунка;
  • непривычность образов;
  • яркость аллегорий;
  • сложность структуры и развития.

Из хронологии стихов Есенина хорошо видно, как постепенно вплетались в его работы всё новые приёмы и средства обработки стиха.

На ранних этапах, ещё когда он только начинал писать (в подростковом возрасте) его стихи ничем особенным не отличались, хотя в них прослеживалась светлость настроения и мягкость сравнений. Позднее, по мере увеличения его писательского стажа, он, что называется, поменял «палку на камень», став более изощрённым в подаче своих произведений читателям.

Письмо к женщине

Этот момент необходимо отметить в сочинении. По стихотворению Есенина «Письмо к женщине» можно определить, что оно является переломным моментом в технике его подхода к поэзии. Именно в ней и были сделаны решительные попытки «перепрыгнуть» на новый стиль оформления рифм и ритма. В ней были практически исключены и сведены до минимума простые однокоренные рифмы, когда слагаются две части речи с похожим окончанием. Несмотря на всё уважение к Пушкину, была необходимость понять, что это всё старо и нужно что-то свежее в поэзии.

Стихотворение Есенина «Письмо к женщине»

В этом произведении очень часто встречаются неожиданные рифмы типа «помните — комната» и другие похожие. Вместе с тем Есенин всё так же остаётся верен своему неповторимому чувственному стилю, когда в каждой строке ощущаются его переживание и боль. Меняются и объекты его описания, постепенно переходя от природы к стихам о революции и женщинах. Отчасти довольно горько видеть такие неожиданные композиционные изменения и становится жалко того писателя, который ещё был чист и наивен в мыслях.

Другая заводь

Его талант, некогда находящий себя в любви ко всему живому и неживому на Земле, стал постепенно растрачиваться на несправедливость бытия и малодушных женщин. Допускается, что многие люди, из числа знакомых и друзей, пользовались его добродушностью в свою пользу. Пристрастившись к вину, он никогда не отказывал в угощении своим друзьям и растрачивал весь свой заработок на гулянки с ними, отчего часто не имел денег и вынужден был ходить в оборванном виде.

Есенин и Айседора Дункан

Если прежние его дебютные стихи были напоены чем-то таким простым, но трогающим за живое, то последующие только пробуждали сочувствие и сострадание к жизни писателя. Например, строки «…что так смотришь ты синими брызгами?..» ярко описывают его боль разочарования в женщинах, в женском тепле. Это касается и Айседоры Дункан, которую он очень любил. В последующем он устал от её и нехотя разлюбил за всплывшее похотливое поведение. Как и большинство гениев, он прожил короткую, но насыщенную жизнь и успел оставить в истории свой твёрдый след.

Посмертный вклад

Доселе неизвестна точная причина смерти поэта и неизвестно, почему так внезапно оборвалась его жизнь. Принято считать, что он покончил жизнь самоубийством, но не исключено и его убийство. Так или иначе, весомым аргументом в сторону первой причины явились его предсмертные строки: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». Примечательно то, что в этих строках заключена огромная сила и в своё время они толкнули под револьвер и петлю всех до этого сомневавшихся.

Предполагаемые причины смерти

 причины смерти Есенина

Об этом писал Маяковский и сам принуждён был бороться с действием этого стиха, т. к. действительно тут и там начали вспыхивать очаги самоубийств. Он сделал ответ этому стиху: «В этой жизни помирать не трудно, сделать жизнь значительно трудней». После его смерти явственно проявилось лицемерие всего есенинского окружения. Все горько оплакивали погибшего, хотя перед смертью видели его смятенное состояние и не потрудились помочь ему.

Вполне возможно, что Есенин не справился с трудностями и переживаниями, которые на него навалились. К самоубийству его могли подвести различные причины в совокупности:

  • расставание с Айседорой;
  • нестабильная революционная обстановка;
  • алкогольная зависимость;
  • душевная утомлённость и иссякнувшие от поэтической работы силы.

Невнимательность близких друзей и знакомых к его настораживающему состоянию при жизни вполне объяснима.

Среди людей есть такая дурацкая особенность — переводить стрелки и ответственность. Каждый из друзей думал, что ему помогут его более близкие люди, а они, в свою очередь, думали так же.

Общественное значение писателя

Все поэты в революционное время выполняли в основном не развлекательную, а агитационную функцию, и Есенин был не исключение. Часто можно встретить в его работах строки о призыве к действию и пропаганде коммунистического строя. Сам родом из крестьянской семьи, он был обеими руками за коммунизм и веровал в разумность политики своей страны.

Простота и душевность описания в стихах Есенина

Поэта запомнили прежде всего потому, что он привнёс нечто новое в городскую жизнь людей, почти лишённых всякой связи с природой. Им стала нравиться простота и душевность описания. Мало жить в деревне и радоваться этому про себя, нужен определённый дар, чтобы донести все её прелести до непосвящённого человека и передать ему свою любовь. Это отлично получалось у него делать с помощью незамысловатых и кратких стихов, в каждое слово которых он вкраивал своё чувство.

Ценные уроки

Читая Сергея Есенина, можно пробудить в себе бережное отношение ко всему, что окружает — от лежащего на обочине камня до проходящего мимо человека. Проза его также пропитана любовью к ближнему и в ней большое внимание уделено нравственной части человека, как у Достоевского и Толстого. Особенно выделяется значение его произведений в культурном воспитании молодёжи на фоне нынешнего направления в творчестве, где игнорируется всякая высокая мысль и культивируются только пороки человека.

В конце эссе-сочинения по литературе «Мой Есенин» надо сказать, что этот поэт был гениален в своём образе мышления, но, как и всякому одарённому человеку, ему приходилось нести ещё параллельно с этим и груз своей слабости. Это тоже необходимо учитывать, т. к. мало иметь талант, его ещё нужно пронести всю жизнь и не спотыкнуться. Есенин страдал из-за своего чуткого восприятия и поэзия вскоре явилась для него единственным местом для спускания лишнего напряжения, но даже это не спасло его от гнетущих жизненных обстоятельств.


Еще материалы по творчеству Сергея Есенина: