«Мёртвые души» Н. В. Гоголя

Признаки поэмы

В стандартном понимании поэма представляет собой довольно крупное произведение в стихах. А сам текст организовывается в виде повествовательного сюжета. В произведении этого жанра также должны быть переплетающиеся элементы лирики и эпоса. Если кратко попытаться определить основные признаки поэмы, то явно можно выделить три пункта:

  1. Лирические отступления.
  2. Эпичность.
  3. Обобщение.

Применительно к рассматриваемому произведению Гоголя первый названый пункт выполняется на сто процентов. Автор щедро и гармонично насытил текст лирическими отступлениями, которые так мастерски введены, что иногда становится непонятно, какие размышления представлены автором.

Лирические отступления

Лирика в произведении подчёркивает широту текста, а также помогает читателю лучше понять и прочувствовать искренние переживания писателя за будущее страны. А наиболее яркие лирические отступления в сочинении Николая Васильевича встречаются в упоминаниях о меткости языка и незабываемых впечатлениях юности. На стихи похожи также высказывания и описания необъятных просторов Родины и её красоты. Отдельно стоит выделить строки, посвящённые быстрой езде — они читаются как песня.

Образы отступлений у Н. В. Гоголя прописаны настолько мастерски и с реализмом, что могут являться изолированными произведениями, которые можно вырвать из контекста и читать как отдельную поэму.

По второму признаку произведение Николая Васильевича также соответствует жанру поэма. Он для каждого персонажа выделяет отдельные главы, где описывается быт и формирование характера героя. При этом описание происходит на фоне реальных исторических действий.

И, наконец, обобщение. Конечно, герои «Мёртвых душ» сильно отличаются друг от друга, но все они относятся к помещичьему сословию России того времени. Любой образ (Ноздрёва, Манилова или Собакевича) обобщает большое количество людей. Подобных им представителей помещиков можно было найти как в столице, так и в любой губернии.

Особый язык произведения

Одним из наиболее известных приёмов в гоголевской поэтике считаются сравнения. Писатель достигает потрясающих эффектов, когда использует:

  • сравнение людей и животных;
  • метафоры с иронией;
  • многогранную иллюзорность.

Он филигранно использует контраст главных эпических форм с комическим содержанием и конструкциями, обладающими определённым ритмом.

Образ Чичикова

Необыкновенная образность героев произведения стала возможной благодаря избыточному увеличению их характерных черт, что присуще как жанру романа, так и повести. Автор не особо углубляется в психику персонажей. Он, описывая мимику, жесты и статические позы, предоставляет читателю самому составлять тот образ, который ему покажется наиболее правильным.

А большое количество отступлений с лирическим уклоном, всевозможные вставки, размышления о возвышенном и переживания писателя за судьбу России однозначно выводят произведение далеко за рамки жанра эпоса и дают читателю возможность понять, почему поэма называется «Мёртвые души». Важным моментом в этом плане можно считать финал, где Николай Васильевич живописно изображает «птицу-тройку». Эта часть произведения является окончательным обобщением мыслей о жизни и людях в России того времени.

Мнение автора

По литературной традиции «детище» Гоголя явно нельзя назвать рассказом, но стоит отнести к жанру повести с социально-сатирическим уклоном. Однако сам автор был склонен своё сочинение называть именно поэмой и у него действительно для этого были довольно веские аргументы.

Николай Васильевич Гоголь

Ответить на вопрос о том, почему Гоголь назвал сочинение «Мёртвые души» поэмой, можно следующим образом. Являясь приверженцем эпического жанра, который писатель считал высшим проявлением литературной мысли, Николай Васильевич в то же время отмечал, что существует промежуточное звено между так называемым эпосом и романом — это «менее эпический вид». Подобный термин очень хорошо даёт описание как смысловых, так и жанровых особенностей «Мёртвых душ».

Но длинная фраза «менее эпический вид» несколько усложняет восприятие и понимание, поэтому Гоголь предложил применять к произведению именно термин «поэма», что позволило ему, кроме эпоса в «Мёртвых душах», применять и лирические вставки.

Гоголевские «Мёртвые души» благодаря простоте форм, местами очень жёсткой сатире и авторским эмоциям давно признаны критиками самым ёмким портретом крепостной России девятнадцатого века. А из-за своей уникальности по стилю повествования и мастерству изложения по праву называются поэмой в прозе.


Еще материалы по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души":