Содержание:

Пример №1

Пьеса “Недоросль” Д.И. Фонвизина с момента создания в 18 веке и по настоящий день привлекает внимание читателей благодаря социально-общественному характеру. Любое имя или название, используемое автором в этом произведении, носит неслучайный характер и имеет определенный контекст. Так, само название тоже выбрано неслучайно: во времена Петра I детей дворян, которые не достигли возраста совершеннолетия и не успели поступить на госслужбу именовали недорослями. Предположительно, выход пьесы способствовал рождению имени нарицательного, ведь словом “недоросль” теперь называют глуповатых недоучек, а имя главного героя стало олицетворением подрастающего поколения, погрязшего в невежестве.

В семье помещиков Простаковых растет сын Митрофан. Мать, глупая, невежественная женщина, отличающаяся деспотичностью и злым нравом, не способна чему-либо научить ребенка, хвастливо заявляет, что истинная дворянка не должна уметь читать. Счастливым, по ее мнению, можно быть только имея власть, а далеко не знания. Образно, что значение древнегреческого имени “Митрофан” - “матерью явленный”. Любовь Простаковой к сыну безгранична, ему дозволяется все: оскорбления и унижения окружающих, праздное времяпровождение, шатание по дому без дела и пропуск службы. Про отца мальчика говорится только то, что он полностью под каблуком супруги.

смысл названия комедии недоросль

Учителя грамоты, математики и французского безуспешно бьются над трудной задачей: пройти сквозь нежелание Митрофана учиться невозможно. Через образ Митрофана автор раскрывает смысл ироничного названия комедии “Недоросль”, эффектно показывая черты, характерные для недоразвитых и невоспитанных современников. Полное моральное опустение, в сочетании с ленью и глупостью, приводят к тому, что у таких Митрофанов напрочь отсутствует уважение к чужому труду и чужим достоинствам. Так, главный герой груб со своей няней Еремеевной, которая с самого детства ежедневно одевала, кормила и защищала своего подопечного.

Перенявший все черты своей матери Митрофан, узнав о богатом приданном дальней родственницы Софьи, решает жениться, даже соглашается с матерью, что девушку необходимо выкрасть. Когда план разваливается, Простакова лишается имения и бессильно наблюдает результат своего воспитания: сын тут же отворачивается от нее, бросая, чтобы отстала. В окончание пьесы, Правдин сообщает Митрофану, что пришло время идти на службу, под замечание Стародума, что никакого толку Отечество не добьется.

В одном персонаже Фонвизин объединил образ морального разложения дворянской молодежи 18 века, тем самым сподвигнув читателей задуматься, не узнают ли они в главном герое собственных детей, чтобы вовремя заняться воспитанием будущего поколения. Счастливая развязка подчеркивает, что разум всегда побеждает тупость и невежество.

Пример №2

Написанная великим русским писателем Д.И. Фонвизиным поэма “Недоросль” не была встречена восторгом, так как затрагивала серьезные, глубинные проблемы дворянских семей, таящаяся за высокими заборами. Яркое название сразу привлекает внимание читателей. Когда-то таким словом обозначали детей дворян, которые не достигли возраста брака и не поступили на службу. В народе название книги быстро связали с нехваткой ума и образования.

смысл названия недоросль сочинение

Сыну Простаковых Митрофану не удалось получить должного образования несмотря на то, что над этой задачей бились множество репетиторов и приглашенных учителей. Процесс обучения казался юноше скучным и бесполезным, поэтому освоить письмо и счет так и не удалось. Вместо учителей он прислушивался к местному конюху, который советовал избегать слишком умных людей и дружить с неучами, так как чтобы прожить, образование не нужно. Способствовало такому отношению к обучению воспитание матушки Митрофана, донельзя баловавшей парня. Необразованная, грубая, жадная женщина признавала только старый уклад дворянской жизни. Больше всего ценила власть и деньги, честность и образованность при этом значения не имели. Сын вырос полное подобие матери: ленивый, грубый, не уважающий старших и не ценящий труд окружающий.

Грубость и невежество не способствовали заведению друзей. Парень не ценит собственных родителей, легко отмахнулся от матери, души в нем не чаявшей, когда та попала в тяжелую ситуацию. Образ отца почти отсутствует в поэме, известно, что он не имеет своего мнения, а сын даже называет его плохими словами.

Своим произведением Фонвизин стремился предотвратить деградацию общества, ведь зачастую такие “недоросли” занимали высокие должности только по праву рода. С самого детства избалованность детей дворян способствовала нежеланию познавать новое, учиться, тем самым превращая их в необразованных, злобных взрослых.

Больше сочинений для подготовки: