Особенности акмеизма

  1. Ясность и конкретность. Сочиняя акмеизм стихи, поэты стремились к максимально четкому и конкретному изображению реальности. Их стихи отличаются простотой и ясностью языка, где каждый образ и слово точно выверены.

  2. Материальность и предметность. В поэзии акмеизма особое внимание уделяется материальному миру и предметам. Поэты акцентировали внимание на физическом, ощутимом, стремясь создать зримые и ощутимые образы.

  3. Интерес к человеческой личности. Акмеизм уделял большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям. Это направление тяготело к психологической глубине и индивидуальности.

  4. Эстетика классической формы. Акмеисты предпочитали классические формы стихосложения, четкие рифмы и размеры, придавая своим произведениям гармонию и стройность.

  5. Возвращение к реалистичным темам. В отличие от символистов, акмеисты возвращались к реальным, повседневным темам, находя в них красоту и смысл.

Ведущие поэты-акмеисты

К числу ведущих представителей акмеизма относятся Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Сергей Городецкий. Их творчество отличает глубокая философская мысль, насыщенные образы и стремление к гармонии формы и содержания.

В подборке стихов акмеистов вы найдете произведения, которые поражают своей ясностью и точностью. Четкие образы, гармоничная форма и глубокие эмоциональные переживания создают неповторимую атмосферу, свойственную этому литературному направлению.

Погружаясь в стихи акмеистов, вы откроете для себя мир ясных и конкретных образов, гармонии формы и содержания, где каждое слово и образ имеют своё уникальное значение. Эти произведения демонстрируют красоту простого и зримого, приглашая читателя к глубокому размышлению и чувственному восприятию поэзии.

акмеизм стихи короткие

Налегла и дышать не даёт

Налегла и дышать не даёт
Эта злобная, тёмная ночь.
Мне её ни с земли, ни с высот
Не согнать, не стащить, не сволочь.

Есть для глаз пара медных грошей,
Лихо пляшет по телу озноб.
Мчится в крыльях летучих мышей
Мимо окон измёрзнувший гроб.

Золотой чешуёю звеня
И шипя издыхающим ртом,
Гаснет в мокрой печи головня,
Холод барином входит в мой дом.

Не стянуть отсыревших сапог
И пальтишком костей не согреть.
Но весны нарастающий рог
Мне трубит, что нельзя умереть.
Сергей Городецкий

1919

Сонет

Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн... Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан, весь в клочьях белой пены.
Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами.
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там... Ах, да! Я был убит.
Николай Гумилёв

1912

Встреча

Тебя забыл я... И какою

Ты предо мной тогда прошла,
Когда к вечернему покою
Сходила мгла на купола?..

В равнинном устье бесконечно
Текли позорные года.
Я думал: уж тебя, конечно,
Не повстречаю – никогда...

Но как обманут был нежданно:
Стекло зеркал ночных следя,
Заметил профиль сребротканый
И лилию – хрустальней льда!

И вот – ты предо мной в тумане
Стоишь такой, как в первый раз:
Со взором, никнущим в обмане
Янтарно-чёрных скорбных глаз...
Владимир Нарбут

1909

Из цикла «Ущерб»

Улыбнулся древнею улыбкою –
Холодна улыбка полумесяца!–
И застыл над люлькой ночи зыбкою,
Чтоб загрезил тот, кому не грезится.

Бледным пеплом поле заморозило,
Замело пригорки за провальями,
В просини позеленело озеро
Под березами светло-усталыми.

Тени в ужасе успели вырасти
Длинными, как повилики, стеблями,
И плеснулся воздух тягой сырости.
Чьими-то губами чуть колеблемый.

На паучьих лапах на прогалину
Выполз лесовик, в ручье полощется…
И в ручье болтается оскаленный,
Тот, пред кем закоченела рощица…
Владимир Нарбут

1911

акмеист стихи

Сжала руки под тёмной вуалью...

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Анна Ахматова

8 января 1911

На бледно-голубой эмали

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, –

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Осип Мандельштам

1909

Ноябрьский день

Чад в мозгу, и в лёгких никотин -
В туман пополз... О, как тяжёл ты
После льдистых дождевых крестин,
День визгливый под пелёнкой жёлтой!

Узкий выход к белому удушью, –
Все сирены плачут, и гудки
С воем одевают взморье тушью,
И трясут дома ломовики.

И бесстыдней скрытые от взоров
Нечистоты дня в подземный мрак
Пожирает чавкающий боров
Сточных очистительных клоак.

И в тревоге вновь душа томится,
Чтоб себя пред тьмой не обмануть:
Золота промытого крупица
Не искупит всю дневную муть.
Михаил Зенкевич

1912

Вот всё, что помню: мосты и камни

Вот всё, что помню: мосты и камни,
Улыбка наглая у фонаря...
И здесь забитые кем-то ставни.
Дожди, безмолвие и заря.

Брожу... Что будет со мной, не знаю,
Но мысли, – но мысли только одни.
Кукушка, грустно на ветке качаясь,
Считает гостю редкому дни.

И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.
Иль бесконечность? Всё равно.
Не птице серой понять, как скоро
Ветхий корабль идёт на дно.
Георгий Адамович

1915