Литературные направления

Методы XVIII—XIX вв

Эти направления в литературе можно назвать классическими. Они складывались исторически, и им нужно уделить особое внимание. От них произошли уже новые другие направления.

Классицизм и сентиментализм

Для начала нужно дать определения этим направлениям. Классицизм — это метод и направление в литературе, который обращается к античному времени, его наследию как к норме и идеальному образцу. В произведениях такого типа всегда есть положительные и отрицательные герои, в центре конфликта находится конфликт разума и чувства, соблюдаются «триединства» в драматических произведениях: места, времени, действия. В этом направлении авторы используют возвышенную речь и речь без изобразительно-выразительных средств.

Зародился классицизм во Франции ещё в XVII веке, но потом сошёл на нет. Позже возродился в эпоху Просвещения. Яркими представителями классицизма являются Жан-Батист Мольер и Вольтер.

Русский классицизм возник в XVIII веке. Михаил Ломоносов, Гавриил Державин придерживались этого направления. Классицизм породил ряд литературных жанров. Например:

Михаил Ломоносов, Гавриил Державин

  • Трагедия.
  • Ода.
  • Поэма.
  • Комедия.
  • Басня.
  • Эпиграмма.
  • Сатира.

Далее по порядку идёт сентиментализм. Это «чувственное» направление в литературе. Здесь особое внимание уделяется человеческим чувствам и переживаниям. Произведения в этом направлении часто пишутся от первого лица, в них много лиризма и поэтичности. Этому направлению принадлежат следующие жанры:

  • Роман.
  • Повесть.
  • Дневник.
  • Исповедь.
  • Элегия.

Сентиментализм получил распространение в Англии. Яркими представителями этого направления были Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.

В России сентиментализм появился на 20 лет позже, чем в Англии и не получил особого развития. Однако произведения в духе сентиментализма смогли представить Николай Карамзин и Александр Радищев.

Романтизм и реализм

Плавно после Великой французской революции романтизм занял место классицизма. Наиболее популярным романтизм был в Англии, Франции и Германии.

Это литературное направление отличается тем, что в произведениях применяется психологизм, автор глубоко анализирует внутреннее состояние героя. Для романтизма характерно одиночество героя, его трагичная судьба. Отрицание художественных авторитетов, порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. К романтизму относятся следующие жанры литературы:

  • Роман.
  • Баллада.
  • Поэма.

Романтизм в литературе

Яркими представителями романтизма являлись Виктор Гюго, Проспер Мериме, Вальтер Скотт. В России это были Василий Жуковский, Константин Рылеев, Фёдор Тютчев. К романтизму относятся ранние пушкинские произведения и ранние произведения Михаила Лермонтова.

Реализм до сих пор остаётся влиятельным литературным направлением. Он зародился в европейских странах в XIX веке. Его отличает то, что в произведениях отражаются реальные события, появляются новые типы героев. Например, «маленький человек», «лишний человек», «новый герой». В произведениях реализма писатель не даёт конкретной оценке действиям и характерам героев. Персонажи не делятся на положительных и отрицательных. Жанры, присущие реализму:

  • Повесть.
  • Рассказ.
  • Роман.
  • Роман-эпопея.

В духе реализма творили Чарльз Диккенс, Стендаль, Бальзак, Марк Твен, Гюстав Флобер. В России представителями реализма были Иван Тургенев, Лев Толстой, Александр Пушкин, Фёдор Достоевский, Антон Чехов. Они же принадлежали и к критическому реализму, когда автор описывает жизнь человека и его психическое состояние.

Другие литературные методы

Ряд литературных течений появился благодаря модернизму. Сам модернизм зародился в конце XIX — начале XX вв. Произведения в этом направлении претерпевают изменения, а классические стандарты отходят на дальний план.

Символизм и экспрессионизм

Символизм — это знак, опознавательная примета. Это течение характеризуется тем, что в произведениях автор сам не понимает смысла сущности мироздания или космоса. Сознание автора находится в тумане. Из-за этого стихотворения кажутся бессмысленными. Писатели пессимистично воспринимают мир, показывают обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания.

Представители символизма

Огромное значение символизм играл в период Серебряного века. Символистами в России были Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый и другие. Брюсова, Бальмонта и Белого называли декадентами, то есть «упадочниками».

В экспрессионизме главная цель состоит в том, чтобы указать на единственную реальность — субъективный духовный человеческий мир, а выражение этого мира — главнейшая цель искусства. В России в духе экспрессионизма писали Леонид Андреев, Евгений Замятин.

Акмеизм и авангардизм

Эти направления вызывают не меньший интерес, чем вышеперечисленные. В России акмеизм стал популярен 1910-х годах и он противостоял символизму. Акмеизму присущи точность поэтического языка, склонность к изображению прекрасного, ясные образы. Произведения, написанные в течение периода акмеизма, предназначены для узкого круга читателей. Представителями акмеизма являлись Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Нарбут и другие.

Представители авангардизма

Авангардизм — движение в художественной культуре, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме. Он зародился в 1950—1960-х годах и отразил стихийный бунт поэтов против современного и буржуазного уклада. Авангардизм включает в себя несколько стилевых течений: футуризм и сюрреализм.

Футуризм — это бунтарство, отрицание культурных традиций, это множественные эксперименты, выражение народного настроения. Футуристами в России были Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников.

Сюрреализм развивался на протяжении XX века. Для него характерен алогизм, хаотичное отображение действительности. Представителями этого направления были Сальвадор Дали, Раймон Кено, Жак Превер.

Конечно же, это не все направления в литературе, бывают ещё и другие, но это самые основные, самые изученные и привычные. Литературный мир полон загадок, и вызывает интерес у многих поколений.