В данной статье представлен анализ лирического цикла «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева. Это последнее произведение он написал, находясь во Франции. 

Всё творчество Ивана Сергеевича, характеризующееся глубоким чувством любви к жизни и единения с природой, создало предпосылки для появления неизвестного ранее жанра в литературе.

История создания «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева

Знаменитый русский романист начинал свою творческую деятельность как поэт. На склоне жизни, написав множество прозаических произведений, за которые его любят во всём мире, Тургенев решил совместить поэзию и прозу.

Тургенев Иван Сергеевич

Короткие рассказы, похожие на эскиз, если выражаться языком художника, стали основой нового литературного жанра.

Сначала Иван Сергеевич не собирался их опубликовывать. Его друг М. М. Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы», однажды увидел стопку разнообразных листов с записями небольших текстов. Тургенев собирался их запечатать в конверт и отдать на хранение, чтобы их издали только после его смерти.

Писатель не был уверен, что они заинтересуют читателя. Другу пришлось проявить замечательную способность убеждать собеседника. 

"К читателю"

"К читателю"

И. С Тургенев

Тургенев согласился и отдал для печати около 50 своих рассказов. В 1883 году они увидели свет на страницах журнала. 

В России полностью все «Стихотворения в прозе» были напечатаны только в 1931 году. Для этого цикла таких необычных произведений у автора было несколько названий: философское «Старческое» и лиричное «Стихотворения в прозе».

Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской»

Тургенев был хорошо знаком с молодой баронессой Юлией Петровной Вревской. В своих дружеских письмах к ней он всегда интересовался её судьбой. Смерть женщины глубоко тронула сердце писателя.

Памяти Ю. П. Вревской

Это стихотворение можно считать надгробной эпитафией, сочинённой с глубоким чувством печали и сожаления. 

В начале описываются обстоятельства смерти этой героической женщины. Она умирала «на грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая…». Очень натуралистично показаны условия, в которых оказалась эта красивая, богатая, заслуживающая лучшей доли женщина. «Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз», - так писал Тургенев.

Великая сила самопожертвования и желание облегчить страдания ближним привели её на поле военных сражений. В конце стихотворения автор сожалеет, что «никто не сказал спасибо даже её трупу»

Он надеется, что душа, не ожидающая при жизни никакой благодарности, не оскорбится его «поздним цветком», этими памятными строками, посвящёнными благородной святой кончине хрупкой женщины.

Анализ стихотворения «Русский язык»

Это стихотворение автор написал, находясь за границей. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…». Он мог со стороны наблюдать и анализировать события на родине.

"Русский язык"

Русский народ, угнетённый и нищий, но всё же великий, сохранил своё главное сокровище, свой язык для будущих поколений. Только в русской речи можно найти столько красок и оттенков, столько силы и стремления двигаться вперёд. 

Опираясь на него, можно достигнуть больших высот. Он поддержит и укрепит силы в любой ситуации. Это действительно «великий, могучий, правдивый и свободный». Писатель представляет перед нами язык как живое существо, которое поможет и утешит в трудную минуту.

Анализ стихотворения «Порог»

Стихотворение родилось под впечатлением от поступка девушки, стрелявшей в градоначальника за то, что он приказал высечь народника-революционера. Она была полностью убеждена, что поступает правильно, убив другого человека во имя идеи.

"Порог"

В основе стихотворения лежит более глубокая тема – выбор между тихим мещанским существованием ради себя самого и путём пожертвования своими благами, уважением, счастьем и даже жизнью для высшей идеи всеобщего блага. 

«О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?». Во имя идеи героиня готова пойти на преступление, подвергнуться проклятию. 

Неслучайно это именно русская девушка, ведь в нашей стране женщины всегда были готовы к самопожертвованию. «Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени», - говорит она.

В конце произведения автор предлагает читателю самостоятельно сделать вывод: «дура» она или «святая». Тема мучительного выбора в любые времена присутствует в жизни человека. 

Дверь, за которой «угрюмая мгла» узка и находится за высоким порогом, потому что самопожертвование – это путь трудный и опасный.

Основные особенности стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Ставший знаменитым, этот цикл Иван Сергеевич создал уже на исходе жизни. Обдумывая свой путь, он оглядывался назад и вспоминал моменты, навсегда засевшие в сердце.

"Мне жаль"

"Мне жаль"

Каждое из этих прозаических, в общем-то, произведений пронизано чувством лирической грусти. Тургенев смог подобрать особые слова и переплести их с таким мастерством, что, читая их, невозможно отделаться от ощущения чувственного полёта. 

В «стихотворениях» нет привычных нам рифм и строф, но этого совершенно не заметно. Кажется, что разговариваешь с автором, сидящим напротив и раскрывающим свои потаённые чувства и мысли. 

Глубокий философский смысл стихотворений в прозе не оставляет равнодушным ни одного читателя вот уже много поколений подряд. В памяти навсегда останется созданный Тургеневым мир, где шелестят деревья, в лазурном небе щебечут птицы и царствует любовь.