Вий персонажи

Краткая сюжетная композиция

В Киевской семинарии начались каникулы для бурсаков. Все они отправляются домой, по дороге пытаясь заработать себе «копеечку» духовными песнопениями. Трое из них сбиваются с дороги и попадают на заброшенный хутор:

Хома Брут

  • Халява — богослов;
  • Хома Брут — философ;
  • Тиберий Городец — ритор.

В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу. Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку. Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.

Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор. У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.

Вий главные герои

Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.

Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.

Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.

Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.

Главные герои

Сам автор, с одной стороны, был глубоко верующим человеком, вел достаточно аскетичный образ жизни, несколько раз приезжал в Оптину пустынь с просьбой дать разрешение на принятие монашества. Но старцы отказали, пояснив, что его деятельность на литературном поприще гораздо важней. Для написания «Размышления о Божественной литургии» Николай Васильевич специально изучил греческий язык. А оптинские старцы рекомендовали это произведение для изучения в качестве катехизаторской книги для современного человека.

Но с другой, он верил в мистику. Всю жизнь писателя сопровождали тайны и загадки, и даже смерть его была не так проста на взгляд обывателя. В творчестве Гоголя есть большой пласт написанных произведений, тесно связанных с мистикой, суевериями, народными преданиями и древними сказаниями. Повесть стала квинтэссенцией всех собранных знаний автора, а персонажи «Вия» при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не такими, как вначале.

 вий анализ произведения

Хома неверующий

По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:

Вий персонажи

  1. ​Хома — писатель заменил первую букву, проведя параллель с библейским апостолом Фомой. Именно его упоминают, когда хотят сказать о неверии, т. к. этот ученик Иисуса усомнился в божественном происхождении своего учителя и в возможности его будущего воскрешения. Мораль очевидна — бурсаку семинарии не хватает веры.
  2. Брут — фамилия еще одной исторической личности, убившей Цезаря. Является символом предателя и отступника, погубившего внутри себя все духовные ценности.

Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.

Автор с удовольствием представляет на суд зрителя всю порочность заведения, где учится герой. Здесь и ученики и, главное, преподаватели, не стесняясь, поворовывают, чревоугодничают, устраивают кулачные бои. Единственный способ поддерживать дисциплину — использовать телесные наказания. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, флегматик, считающий: «Чему быть, тому не миновать». И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят из привычного равновесия.

Паночка из вий

Не верящий ни во что Брут не готов к борьбе. Его душа еще до встречи с панночкой наполнилась пороками. Вместо того чтобы готовиться стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и неумеренно потребляет горилку. Без конца произносит ругательства: «Вишь, чертов сын!», «Спичка тебе в язык, проклятый кнур!», «И мерзкую рожу твою … побил бы дубовым бревном».

В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу. Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось. Хома Брут умер.

Панночка — девушка, старуха, ведьма

Интересный факт — панночка из «Вия» не имеет имени. Гоголь не пожелал марать какое-нибудь женское имя ассоциацией с существом, общающимся с нечистой силой, умеющим приказывать вурдалакам, чертям и бесам. Во время первой встречи читателя с ведьмой, она предстает в образе безобразной старухи, но потом становится невероятной красивой девушкой, ее описание достаточно характерно:

Характеристика панночка из вия

  • чело нежное, белое как снег или серебро;
  • брови черные, тонкие;
  • ресницы, как стрелы;
  • щеки жаром пылавшие;
  • уста, как рубины.

При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.

Вся округа знала, что панночка ведьма, но только ее отец богатый и влиятельный сотник, поэтому-то и поделать ничего не могли. Казак Дорош рассказывает Хоме за ужином: «Да она на мне самом ездила! Ей-богу, ездила!». А Спирид продолжает разговор историей про парня Микитку. Его ведьма заездила до смерти. К доброму казаку Шептуну и вовсе ночью ворвалась в хату, убила, искусав жену, выпила кровь у младенца. Неизвестно сколько бы еще погубила жизней распоясавшаяся ведьма, если бы Хома не остановил ее, пусть даже и ценой собственной жизни. А так и панночка из «Вий» умерла.

Мифическое чудовище Вий

Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.

Вий главные герои

Неизвестно откуда Гоголь «вытащил» своего героя. Некоторые ученые славянофилы, делающие анализ произведения «Вий», подтверждают, что в сказаниях славянских народов действительно упоминался подобный персонаж. Он убивал одним взглядом, но самостоятельно не мог поднять веки.

Правда, есть и другие версии, например, что персонаж пришел не из древнего язычества, а просто от названия «вия» на украинском «ресница». Ведь писатель хорошо знал украинский язык и всегда с удовольствием щедро добавлял сочные слова в свои произведения.

А вот многие литературоведы просто смеются над всеми этими версиями. И утверждают, что Вий — просто выдумка автора, а серьезные изыскания историков — ерунда и «притянутые за уши» сомнительные факты.

Вий анализ произведения

Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.

Экранизация великого произведения

Мистическая тема, поднятая в повести, не единожды поднималась в кинематографе. В 1909 г. появился первый фильм. Это была немая «короткометражка» снятая Василием Гончаровым. Следующей пробой стал «Вий» 1916 г. от режиссера Владислава Старевича.

Вий кто написал

И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.

В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.

И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек, даже такой «никудышный», как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем.