Эпоха просвещения

Исторические предпосылки

Историки расходятся во мнении, когда именно началось Просвещение, хотя многие согласны с тем, что его истоки связаны с научной революцией начала XVII в. Оказав огромное влияние на развитие европейской цивилизации, Век Разума завершился революционными событиями во Франции и сменился романтизмом. К наиболее выдающимся деятелям того периода можно отнести:

Жан-Жака Руссо и другие великие люди того времени

  • Вольтера;
  • Джона Локка;
  • Томаса Гоббса;
  • Дэвида Юма;
  • Жан-Жака Руссо;
  • Адама Смита;
  • Иммануила Канта;
  • Исаака Ньютона;
  • Томаса Джефферсона.

Корни философских идей, повлекших переворот взглядов на человека и природу, лежат в Тридцатилетней войне (1618—1648). Это был долгий и кровавый конфликт, вызвавший целый ряд социальных потрясений. Люди начали подвергать сомнению и критике религиозные устои и устройство общества. Согласно принятому мнению, толчком к появлению идей Века Разума послужила популяризация значения древних авторов в эпоху Возрождения.

Период Великих географических открытий раскрыл для европейской цивилизации другие философские концепции и культуры. Кроме того, робкие идеи Возрождения по изучению материального мира уже заложили основу для настоящей научной революции, которая началась с публикации в 1543 г. гелиоцентрической теории Вселенной Николая Коперника. В одном ряду с идеями польского астронома стоят работы:

Гении эпохи просвещения

  • Иоганна Кеплера — три закона движения планет;
  • Галилео Галилея — теория движения и закон инерции;
  • Тито Браге — новый взгляд на звёзды, планеты и их движение.

Научная революция закончилась с открытием Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения и популяризацией модели механической Вселенной в конце XVII века. С каждым новым изобретением той эпохи общепринятый христианский взгляд на мир подвергался трансформации. Мыслители периода научной революции всё больше склонялись к копернианско-ньютоновской парадигме, согласно которой божественное создание мира можно познать через науки. Интеллектуалы стали воспринимать Вселенную бесконечной, полной движения и событий. Такое мировоззрение заложило почву для Просвещения и эволюции рациональной мысли.

Философские концепции

Кратко эпоха Просвещения характеризуется концентрацией внимания на научных методах, секуляризацией образования, религиозной терпимостью, свободой личности, прогрессом в разделении церкви и государства. По словам немецкого философа Иммануила Канта, девизом дня был лозунг «Осмеливаются знать». Некоторые ключевые особенности, характерные для этого исторического периода, выглядят так:

Рациональное мышление

Прогресс в просвещении

  1. Рациональное мышление. Просветители были уверены, что оно может привести к улучшению человечества и является естественным свойством разума. Они видели в способности рассуждать самый значимый человеческий потенциал, основная задача которого — помочь людям освободиться от невежества. Просветители считали, что все человеческие усилия должны быть направлены на повышение уровня знаний.
  2. Скептицизм. Представители эпохи Просвещения не руководствовались в понимании мира слепой верой, а требовали доказательств для всех мировоззренческих моделей, тестируя общепринятые понятия научным методом. Скептически относились к абсолютизму и божественному праву королей на власть. Считали, что Бог существует, но не вмешивается в земные дела, а все события во Вселенной происходят в соответствии с естественными и научно обоснованными законами.
  3. Религиозная толерантность. Несмотря на скептицизм в отношении религиозных институтов, просветители считали, что люди должны иметь возможность поклоняться кому угодно по своему выбору.
  4. Свобода. Согласно просветительскому мировоззрению, Бог наделил всех людей равными правами, поэтому они могут жить без угнетающих личность ограничений. Законная политическая власть должна основываться на согласии народа и обязана представлять его волю.
  5. Прогресс. Столетия до Просвещения характеризовались быстрыми изменениями, начиная с открытий научной революции и заканчивая развитием техники и искусства в эпоху Возрождения. Во многом благодаря этому считалось, что человечество стремительно улучшается.
  6. Конфликт эмпиризма и рационализма. Английские философы утверждали, что источником всех человеческих знаний является чувственный эмпирический опыт. Рационализм, характерный для континентальных мыслителей, отрицал надёжность чувственного опыта, полагаясь на научную интуицию и способности к озарению идеями.

Ближе к концу периода философы пришли к общему мнению относительно того, что можно считать определением просвещённой личности. Так называли человека, освободившегося от добровольной незрелости, несамостоятельности мышления и отсутствия мужества обладать собственным мнением.

Территории свободы

История эпохи тесно связана с появлением новых и развитием традиционных обществ, поддерживаемых частными лицами или государством. Сторонники идей образовывали группы, используя для совместного времяпрепровождения различные места:

Театральные залы

  • читальные залы;
  • театры и оперы;
  • сувенирные лавки;
  • литературные и художественные салоны;
  • академии;
  • кафе;
  • политические клубы (характерно для Англии).

В этих новых или обновлённых заведениях возникали оживлённые дискуссии и научные распри, бушевали дебаты о литературе и живописи, обсуждались идеи государственного устройства. Сформировавшаяся среда из старых и новых элит, художников, создателей философии и их покровителей, государственных агентов и политических авантюристов стала плавильным котлом для космополитичной публики, осознавшей себя исключением.

Феномен салонов сформировался на базе французского искусства вести беседу. Организаторами были в основном женщины из буржуазных кругов. Содержание салона в то время становится одним из самых престижных видов женских занятий. Качество гостей служило картинкой для привлечения влиятельных посетителей, отражало репутацию хозяйки и дома, её привлекательность и статус.

Эпоха просвещения в России при Екатерине 2

Главными координационными центрами новых сообществ становятся академии наук. Хорошим стимулом для членства в них была щедрая спонсорская поддержка прошедших отбор и победителей конкурсов. Открытость условий и оценок результатов, обязательная анонимность для кандидатов гарантировали беспристрастное отношение к полу и социальному статусу соискателей, что привело к невиданному до подобных событий результатам. Например, нередки случаи получения академических призов женщинами в жанре поэзии.

Для новых пространств свободы была характерна некоторая англомания, поскольку сами идеи брали начало из Британии. Ещё одним центром художественного и интеллектуального капитала стал Париж, из которого он распространился во французские провинции. Наступление эпохи Просвещения в России связано с активной поддержкой Екатериной II развития наук и искусств.

Роль масонства

Официально основание первой ложи датируется 1717 г. Событие произошло в Лондоне, а на европейском континенте вольные каменщики появились в 1734 году. Размер вклада масонства в Просвещение до сих пор является предметом бурных дискуссий среди историков. В ложах состояло немало видных деятелей эпохи, например, активными участниками были:

Представители эпохи просвещения

  • Монтескьё;
  • Вольер;
  • Моцарт;
  • Гёте;
  • Фридрих Великий;
  • Бенджамин Франклин;
  • Джордж Вашингтон.

Немецкий историк Козеллек так охарактеризовал эпоху: «На континенте присутствовали две социальные структуры, которые сыграли решающую роль в Просвещении, — это республиканцы и масонские ложи». Историки утверждают, что мифология и кодексы поведения каменщиков опирались на понятия свободы, равенства и братства. Сходство с лозунгом французской революции породило впоследствии множество теорий заговора с истоками в якобинстве.

Конечно, масонские ложи оказали влияние на общество в целом и Просвещение в частности, но трудно преуменьшить их роль в установлении конституционных форм управления с выборными представителями. Другими словами, социумы, созданные в ложах, стали нормативной моделью для всего общества.

Масоны всей Европы XVIII века

Сохранилось немало сообщений о том, что масоны всей Европы XVIII века ссылались во многих мотивах своей деятельности на Просвещение. Например, своей целью они называли освобождение тех, кто ещё не просвещён. Последнее совсем не означало связь между их деятельностью и воинствующим безбожием, но не исключало возможные ереси. В ложах практиковалось поклонение Великому Архитектору как к божественному создателю упорядоченной Вселенной. Характерной чертой для сообществ было поощрение нерелигиозных связей и контактов.

Влияние и наследие

Просвещение изменило мир и историю. Лучшее этому доказательство — ценность идеалов и принципов эпохи для современников. Основные научные теории развивались на протяжении всей истории, но авторами их были просвещённые мыслители. Идеи веротерпимости, разделения церкви и государства привели к сокращению войн из-за религиозных разногласий. С ослаблением власти духовенства стало доступней образование, резко возрос уровень грамотности, массово стали строиться публичные библиотеки и музеи.

Основные идеи и выдающиеся представители эпохи Просвещения

Идеи Просвещения привели ко многим революциям, оказавшим огромное влияние на ход истории. Поддержка народами суверенитетов в рамках республик позволила возникнуть более справедливым системам общественного устройства. К XVIII веку были созданы все основы, изменившие направление развития человечества. В течение последующего периода граждане европейских государств получили право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью и свободой.

Юридические нормы стали действенным регулятором отношений между личностью, обществом и государством, в то время как функции последнего начали сводиться к защите этих прав. Заметная гуманизация произошла в сфере уголовного законодательства. Система сдержек и противовесов, разработанных в Век Разума, легла в основу конституций многих государств.

Представители эпохи просвещения в России

Тем не менее некоторые атрибуты феодально-абсолютистской формы правления сохранялись. Например, налоговое бремя для третьего сословия не изменилось, как и освобождение дворянства и духовенства не утратило свою силу. Несмотря на идеи всеобщего равенства перед законом, разделение общества на классы считалось естественным и правильным.

Просветительская деятельность радикальным образом повлияла на общественно-политическую мысль, поставив под сомнение адекватность и непогрешимость феодального устройства общества. Благодаря избавлению от атавизмов Средневековья человечество получило новые горизонты для прогресса. Огромный шаг вперёд сделали ботаника, биология, математика и химия. Художественная культура эпохи Просвещения породила широкий спектр новых стилевых форм. Литература и театр вышли на передний план, инструментальная музыка поднялась на более высокий уровень, начала совмещаться с оперным пением и сложным драматургическим действием.

Конец эпохи ознаменовался консервативными тенденциями в обществе и пришёлся на время после наполеоновских войн. Просвещение сменилось романтизмом. В целом его появление можно рассматривать как отрицание идей Разумного Века, частично — в качестве плавной эволюции настроений в обществе.