Теологическая теория происхождения государства

Главные положения

Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.

Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.

Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:

Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.

  • Государственное устройство незыблемо и вечно, власть и порядок, предложенный ею, существуют по воле Бога.
  • Наука, законы и любые указы, издаваемые правителями, имеют божественную суть. Они не должны подвергаться критике или сомнениям.
  • Главный изъявитель воли Бога на земле — Папа Римский.
  • Государи и другие представители руководящей системы управляют страной, имея на то главное основание — божье волеизъявление. Простые граждане не вправе вмешиваться в политику, так как Бог не наделил их соответствующими полномочиями.
  • Всякий, кто посмеет критиковать, осуждать власть или попытается совершить переворот, идёт против воли Всевышнего, а значит, совершает ужасный грех и будет наказан. С благоговением и почитанием нужно относиться как к монарху, так и к государевым мужьям (чиновникам всех рангов).

Чтобы лучше понять ключевые особенности теологической естественно-правовой концепции, нужно учитывать, что в разное время возникали и развивались другие теории.

Кратко их можно представить в виде перечня:

  • патриархальная;
  • договорная;
  • насильственная;
  • органическая;
  • автоматическая (обусловленная специализацией труда);
  • материалистическая (марксистская);
  • психологическая;
  • патримониальная;
  • спортивная;
  • ирригационная (гидравлическая).

Суть каждой из этих теорий (их часто представляют в виде таблиц) можно понять по тому, как они называются. Очевидно, что ни в одной нет указания на божественное происхождение государственного устройства.

Происхождение и основатели учения

Аврелий Августин и Фома Аквинский

В переводе с древнегреческого слово «теология» означает «наука о боге». а произошло оно от θεός (бог) и logos (понятие, суждение. мысль, учение). Зародившись в период расцвета феодализма, богословская гипотеза происхождения государства обрела популярность в XIII веке. Основоположниками теории считают Аврелия Августина и Фому Аквинского.

Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.

В XII—XIII вв. в странах Европы возникло ответвление теологической доктрины, известное как теория двух мечей. Истоки этого течения содержатся в Евангелии, где сказано, что ученики принесли Иисусу Христу два меча. Впоследствии эти орудия были истолкованы верховными священнослужителями как олицетворение двух ветвей власти — светской и церковной. Но поскольку религиозные каноны не одобряют насилие, один меч апостолы вложили в ножны, а второй передали монархам. Так государи получили право властвовать, миловать и наказывать простых людей.

Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:

  • «Комментарии»;
  • «Дискуссионные вопросы»;
  • стихотворение «Этика»;
  • трактаты по алхимии, религии и философии;
  • примечания к Библии, трактатам Псевдо-Дионисия, Боэция, Аристотеля, Петра Ломбардского;
  • «О правлении властителей»;
  • «Сумма теологии».

«Сумма теологии» Фома Аквинский

В своих исследованиях Фома Аквинский пришёл к выводу, что все законы соединены незримыми божественными нитями, и на самой вершине находится бог-демиург, от которого происходят государственные структуры.

Основные задачи доктрины

Сторонникам теологического подхода к понятию государства было выгодно держать население в страхе и смирении. Помимо основных постулатов, были разработаны подробные положения, поясняющие, почему религиозная теория является истинной. По мнению Аквинского, в мире есть три начала:

  • божественное;
  • позитивное;
  • естественное.

 Фома Аквинский

Над ними находится закон Бога. У каждого начала своя задача. Естественное воплощает человеческий разум и результаты его деятельности, стимулирует продолжать род, оберегать свою жизнь, уважать окружающих и стремиться к познанию всего сущего. Позитивное начало отвечает за добродетель, которая может проявляться и развиваться лишь под страхом наказания. Философы и богословы тех времён полагали, что человек грешен по своей природе, а значит, только воздействие извне может принудить его к благочестивому образу жизни.

Божественное начало дополняет собой позитивное и естественное, потому что одно из них не может полностью искоренить людские пороки, а второе ущербно по своей сути, ведь разум несовершенен. Следовательно, воля творца стоит над всем и обуславливает классовое и социально-экономическое неравенство.

Поскольку государь — божий помазанник, его власть не должна подвергаться критике, а право руководить государством — сомнению. Восхождение на престол подлежит обязательному освящению, после которого монарх приобретает непререкаемый авторитет и становится полновластным представителем Господа на земле. Теологическая доктрина позволяла обосновывать и оправдывать неограниченную власть верховного правителя.

Плюсы и минусы

Современные учёные-политологи называют несколько недостатков теологического обоснования государственности. Первый заключается в том, что доктрина не учитывает исторические закономерности. Она сводит к минимуму значимость социально-экономических отношений и их роль в развитии государства.

Воля Бога

Остаётся непонятным, каковы должны быть пути развития, куда двигаться и как совершенствовать структуру органов управления. Надеяться на священнослужителей бессмысленно, так как они могут направить монарха и подсказать ему, как действовать, но до определённых пределов. Там, где заканчиваются компетенции духовенства, образуется вакуум. Второй недостаток — лежащая на поверхности недоказуемость теории. Лишь тот, кто религиозен, может принять точку зрения, согласно которой государство создал Бог. Мыслящие люди непременно подвергнут этот постулат сомнениям.

Некоторые учёные придерживаются иных взглядов. Они считают теологическую идеологию универсальной, поскольку она предполагает синергию (объединение) воли Бога и человека. Следовательно, создание государства обусловлено двумя составляющими. Творческая деятельность человека играет не меньшую роль, чем воля Всевышнего, тем не менее «вся власть от Бога».

Положительные стороны теологической доктрины:

  • с возникновением государства в нём устанавливается монорелигия, в результате исключены конфликты, обусловленные различиями в вере;
  • монарх и его помощники могут без труда поддерживать порядок, так как подданные боятся божьей кары;
  • теория подходит к тому времени, когда она появилась, так как отражает воззрения большинства людей;
  • благодаря всеобщей вере в божественное происхождение государственного устройства, удаётся избежать передела собственности, гражданских войн, революции насилия.

Теологическая теория создания государства

Минусы и плюсы теологической теории обусловлены её антинаучностью. Никому не удалось доказать или опровергнуть существование Бога, а значит, в основе доктрины лежит вымысел человека. Это обстоятельство приводит к тому, что в кризисных условиях легитимность монаршей власти может быть поставлена народом или его отдельными представителями под сомнение. На практике так и произошло в некоторых странах.