Что такое видеоигры

Это сложные компьютерные программы, которые организуют игровой процесс, развлечение или обучение. «Видеоигра» и «компьютерная игра» – это взаимозаменяемые слова-синонимы.

Программы обеспечивают абстрактные действия с элементами, имитирование игр и видов спорта и действия в виртуальной реальности.

Критика компьютерных игр

Дети, вступающие в подростковый возраст, начинают играть в компьютерные игры. Многие родители, воспринимающие такое занятие как должное, позволяют им делать это по много часов в день. Результатом чрезмерного увлечения нередко становятся такие психологические явления, как агрессия и зависимость.

Насилие в игре

Вопрос о влиянии агрессии и жестокости в видеоиграх на поведение человека давно интересует ученых. Проведенные исследования показали, что те игроки, которые применяют насилие в играх, спокойнее реагируют на реальное насилие. Компьютерная жестокость повышает частоту возникновения агрессивных ассоциаций, связанных чаще с вербальным и реже с физическим намерением причинения кому-либо вреда в реальности.

влияние компьютерных игр

К тому же существует так называемая «теория фрустрационной агрессии», актуальная для видеоигр. Разочарование, неудача, неудовлетворенность ожиданиями от результата приводят к усилению состояния возбужденности и нередко к агрессии.

Особенно это касается агрессивно настроенных подростков. Те из них, кто плохо учится, имеет проблемы со сверстниками и членами семьи, склонен к насилию, находятся в группе риска.

Зависимость

Отрицательное влияние видеоигр проявляется в навязчивом психологическом пристрастии к ним. Оно формируется для одних из-за возможности ухода в виртуальный мир, в котором можно открыто проявлять чувства, ощущать себя другим человеком, справляться со страхами и тревогами. Для других это болезненная тяга к средству получения удовольствия. И это ставит компьютерную зависимость в один ряд с наркотической и алкогольной.

Как формируется игровая зависимость?

В 2013 году игровая зависимость была классифицирована как психическое расстройство, которое формируется постепенно с добавлением разных нарушений психики.

Сначала игрок никак не отличается от здорового человека. Но если его самооценка низка, он не умеет контролировать свои чувства, не принимает критику, укрывается в виртуальном мире от тревожности и страхов, у него начинает развиваться зависимость.

Следующий этап – получение выигрыша с возникновением иллюзии самореализации, успешности и собственного превосходства.

Крупный проигрыш может на время оторвать игромана от пагубного хобби. Но любое напоминание о нем – от рекламы до разговора – снова пробуждает тягу.

На этапе отчаяния человек так глубоко погружается в зависимость, что стремление играть перевешивает желание жить обычной жизнью. Он пропускает учебу или работу, игнорирует общение с друзьями и близкими, негативно к ним относится. На этом этапе его психическое состояние настолько подавлено, что появляется опасность злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Положительное влияние видеоигр

Несмотря на критические высказывания, компьютерные игры приносят пользу:

  1. Согласно результатам исследований нейробиологов, 5-15 часов в неделю за игрой в стиле экшн улучшают зрение, позволяя различать более мелкие детали и больше оттенков серого цвета.

  2. Любители игр лучше контролируют внимание и переключаются с задачи на задачу.

  3. У школьников повышаются оценки по естественным наукам и математике.

  4. Области мозга, отвечающие за пространственное восприятие, развиваются быстрее.

  5. Компьютерные игры помогают тормозить процессы деменции у пожилых людей.

Небольшое дополнение: все положительные нюансы проявляются только в том случае, если процесс доставляет удовольствие.

Так играть или не играть?

Исследователи сделали вывод, что влияние компьютерных игр на подростков, взрослых и пожилых людей может стать проблемой в том случае, если действие превращается в болезненную зависимость, в патологическую склонность.

Исходя из поговорки «Все хорошо в меру», можно сказать следующее: если человек играет осознанно и держит себя в руках, если он способен в любую минуту переключиться на что-то необходимое и бросить играть, он может спокойно посвящать свободное время своему хобби, получая от этого и удовольствие, и пользу.