Из литературы

Русская классика стремится отыскать ключ к пониманию многих философских и извечных тем, включая эту.

«Парадокс» В.Г. Короленко

Ян из рассказа Короленко уверяет, что человек создан для счастья. Он сравнивает это ощущение с полетом птицы – естественным природным процессом, без которого не обойтись.

У Залуского отсутствуют конечности, что вызывает у окружающих жалость, презрение, другие воспринимают его как чудака. Они не понимают, как он с подобным увечьем умудряется радоваться жизни и не утонуть в горечи и печали. Мужчина нашел себя в помощи племянникам и работает, чтобы обеспечить их необходимым. Ему удается не зависеть от материального, не обижаться и не обращать внимания на пересуды и мнение общества, не горюет из-за физического недостатка.

Ян показывает, что с добрым сердцем и при внутреннем побуждении состояться, испытывать радость, распространяя тепло и на других, а не сеять разочарование и мрак, все человеку по плечу.

Пример героя ясно дает понять, что счастью мешают только страхи, заблуждения. Ничто и никто не отнимет это внутреннее состояние и мироощущение всепоглощающего удовлетворения и довольства, если оно возникает искренне и с убеждением.

«Война и мир» Л.Н. Толстой


myslj-narodnaya(1).jpg

Что мешает быть счастливым Пьеру Безухову - аргументы из литературы. У него было наследство, престижное образование и элитарное отношение общества, но он не чувствовал удовлетворения и не мог отыскать для себя применение.

Безухов проматывал полученное состояние и пытался познать вкус радости, погружаясь в развлечения, исполняя свои сиюминутные капризы, желания, потешая свое эго. Благодаря связям и деньгам он быстро находил, чего хотел, не успевая ощутить от процессов поисков и нужды никаких эмоций. Не затрагивая усилий, чтобы результат достижения порадовал. Даже не зная толком, чего хочет его душа на самом деле.

Пьер женился на первой красавице Элен, но он не любил и восхищался ею, как следовало, за что ощущал вину и стыд за кутежи. К нему пришло ожидаемое разочарование в браке, понимание, что он всего лишь послушал окружение и поступил, исходя из их советов, а не личного стремления.

Поиски счастья завели героя в масоны, но попытка прошла тщетно. Забота о крестьянах графу тоже не помогла – он только навредил, совершенно не разбираясь в хозяйстве и управлении, не слыша чаяний простых людей.

Пьеру не удавалось быть счастливым, ведь он слушал чужое мнение и голос разума, выбирая материальные блага, не ориентируясь на зов сердца и духовные приоритеты. Высвободившись от влияния ненужных вещей, поняв, к чему он предрасположен в действительности, герой обрел семью и призвание. Получил заслуженное счастье.

Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Родиона из романа Достоевского не назвать счастливым. Он происходит из обедневшей семьи, не сумел оплатить обучение, оставшись без образования. Перспектив у него не предвиделось. Раскольников же считал это несправедливым. Жалкое существование не вяжется у него с самоуверенным и завышенным самомнением, поддавшись философии сверхчеловека и возомнив себя превосходящим окружающих и «право имеющим» совершать с ними все, что угодно, даже убийство.

Ради выгоды и проверки теории он убил двух старух. Но не обрел искомого удовлетворения, а потерял всякий покой. Бывший студент отдалился от близких, за которых якобы беспокоился и думал, что чужими деньгами решит все проблемы. Ложные идеалы и глубокие заблуждения мешали Родиону увидеть истину и отыскать в себе любовь, надежду, добро. Встретив эти качества по отношению к себе от Сони, он и осознал, что гнался не за тем, за чем следовало. Только на каторге, освободившись от мнимых идеалов и целей, получив шанс на раскаяние в совершенном, Раскольников ощутил приближающееся счастье и долгожданную гармонию.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

1681946684_pictures-pibig-info-p-sholokhov-illyustratsii-tikhii-don-krasivo-53(1).jpg


Обстоятельства и общество сделали двух влюбленных несчастными в произведении Шолохова.

Мелехов и Аксинья могли бы быть счастливы, искренне полюбив друг дружку, но ни за что им не позволили сойтись, составить гармоничную пару. Девушка уже оказалась несвободна и замужем за нелюбимым. Григорий не сумел удержать чувств к ней, не устояла и она. Нужно было решиться на развод или продолжать нечестивое поведение. Но девушка побоялась осуждения общества, знакомых, ведь для них брак – святое, нельзя разрушать семью. Она не хотела обрекать себя и возлюбленного на статус изгоев, самоустраняться, перебирать куда-то или терпеть унижения, косые взгляды. Они посчитали, что справятся со страстями, подчинятся моральным устоям. Гриша тоже женился на Наталье. Но и она, и муж Аксиньи ощущали нелюбовь их супругов.

В разлуке двое терзались, вынудив себя жить в союзе с людьми, к которым не лежала их душа. Они сделали несчастными себя, друг дружку и своих партнеров.

«Ася» И.С. Тургенев


20(1).jpg

Что мешает человеку, в данном случае господину Н.Н., быть счастливым – аргумент из произведения Тургенева.

Герой влюбился и истинно потянулся к женщине – Асе, так ласково прозванной близкими Анне. Находясь в путешествии, он пересекся с ней и Гагиным, ее братом. Очаровался с первого взгляда, но не поддался порыву и упустил знакомство, завязку курортного романа.

Когда чувство «созрело», господин опомнился и стал действовать. От нее пришла взаимность, она даже позволила себе первой признаться в глубокой к нему расположенности, но избранник медлил с ответными словами любви. Он ощутил колебание и сомнение, выступил с обвинениями. Девушка поняла, что Н.Н. испытывает страх. Для него стало препятствием ее происхождение, он не мог просто пойти за велением сердца и взять ответственность за выбор. Сам и лишил себя права на счастье. Осознав это и оскорбившись, она не собиралась расстраиваться и унижаться, а вместе с братом уехала.

Влюбленный кавалер хотел исправить ошибку и прийти с извинениями, предложением пожениться, но запоздалое раскаяние не привело к нужному результату. У него не осталось контактов, а в записке избранница прямо указала, что «одно слово» все решило.
Счастливое будущее оказалось упущено из-за предубеждений, навязанных стереотипов и страха.

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Печорин из произведения Лермонтова не мог подыскать себе место в мире. Он метался и не в состоянии был ощутить удовлетворение от действительности. Он умен, достоин, но не представляет, где реализоваться, к чему проявить усердие. Разочарованный и уставший, пустой внутри Григорий не может ни искренне дружить, ни по-настоящему полюбить. Он черствый и неспособный к сочувствию, соучастию, отдаче.

Счастье никак не стучалось в двери к Печорину, поскольку он вел себя эгоистично и не волновался о судьбах близких, не делился частичками души и оттого не в силах был познать любви и обрести смысл жизни.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин


3 (1)(1).jpg

Евгений в романе Пушкина ощущает себя лишним и ненужным. Он думает, что несчастен, но и не стремится ничего менять, предпочитая коротать дни на диване. Однако повстречав чистую душу Татьяны, влюбленную в него, отказался и не стал бередить свое сердце лишними волнениями. Онегин испугался ответственности и вероятной взаимности; того, что энергичная и сильная Ларина заставит его поменять образ жизни и мыслей.

Герой поздно осознал готовность принять свою судьбу и счастье, маячившее рядом с Татьяной. Она уже вышла замуж и не собиралась подстраиваться, несмотря на еще живые чувства к нему. Онегин пал жертвой нерешительности и слабости, страхов и пресыщенности от сытой и беспечной жизни. У него был шанс обрести душевную гармонию и счастливую судьбу, но леность и необходимость минимальных усилий не дали ему принять верное решение.

Аргументы из жизни

Тема, что мешает человеку быть счастливым, отлично раскрывается и в жизненных примерах.

Из личного опыта

Моей семьи не сложилось бы, если б в тяжелые сороковые дедушка, узнав избранницу всего сутки, но ясно ощутив любовь к ней, не решился забрать ее с собой. Он направлялся в Монголию на службу, и она тоже смело отозвалась на его предложение уехать – в чужую страну, в неизвестность, далеко от родни. Но оба знали, что обретут счастье друг с дружкой, а не по отдельности. Их счастливому будущему могли помешать расстояние, разлука, уговоры семьи девушки остаться, но они отмели сомнения и страхи.

Из кино

В мелодраме «До встречи с тобой» Теа Шэррока героиня Лу занималась любимым делом – обслуживала клиентов в кафе, ведь она не задумывалась, что относится к какому-то недостойному классу; ей нравилось видеть улыбки людей и угадывать их желания, преподнося вкусные блюда. Чужое удовольствие делало счастливее и ее. Девушка несчастна в любви: ей не встретился внимательный и искренне интересующийся, поддерживающий ее партнер, она ходит на свидания с эгоистичным и самовлюбленным, но с неплохим общественным статусом Патриком.

Лу доведется познакомиться и ухаживать за Уиллом – инвалидом, потерявшим надежду выздороветь и оттого не желающим радоваться, что-то менять. У него достаточно средств – его родители богаты, однако мир для него потускнел. Появление жизнерадостной и любящей отдавать тепло и добро людям сиделки он воспринимает негативно, но постепенно вовлекается и начинает ценить выпавший ему шанс на любовь, искренность.

Парень понимает, что, несмотря на физические ограничения и уход былых развлечений, можно быть счастливым. Как и героиня осознает, что не нужно жертвовать и во всем потакать партнеру, не желающему разделить с ней ее чувства. Им мешали страх, внешние факторы, заблуждения, но они встретили друг дружку и обрели счастье.

Таким образом, очевидно, что счастью не помешают ни обстоятельства, ни другие люди, ни судьба-злодейка, если человек уверен в том, что делает, поймал ощущение гармонии, умеет наслаждаться моментом и ценить имеющееся. Он не оглядывается на чужой достаток и не завидует успехам знакомых. Материальная обеспеченность и блага не являются его самоцелью. Это приятное дополнение и средство для достижения целей, комфортного существования. Но для счастливого мироощущения должно появляться стремление делиться, дарить добро и любовь. Испытывать блаженство от жизни, какой бы она ни сложилась.