Из литературы

Литературные классики освещают много философских тем, отвечая на сложные вопросы, давая читателю повод поразмыслить и выбрать доводы самому.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

В доме, где верховодит Простакова, одна из центральных персонажей Фонвизина, тяжело находиться.

Тон повествования задается атмосферой ругани и криков, исходящих из поместья с утра пораньше. Это – плохой знак. Сразу вырисовывается жесткая и деспотичная управительница, не дающая никому спуску. И в самом деле, мать таковой и предстает, терроризируя слуг, окружающих и близких – сына. Митрофанушку она любит, но чувства эти душат в нем самостоятельное и мужское начало, он не обладает ни знаниями, ни понятиями морали, ни свободой выбора. Все под контролем у матери, но и жизни для сына никакой нет.

Понимание дома зависит от человека, держащего в нем власть. Все будут несчастны и в самых роскошных пенатах, при великолепном убранстве, если хозяин – деспот, изводящий близких.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

imgpreview (1)(1).jpg

На примерах сразу нескольких героев Гоголя видно, что входит в понятие дом, - аргументы для сочинения показательные.

Жилища характеризуют персонажей, отчего каждое из них содержит собственные детали. Вместе с Чичиковым читатель проникает в чужую «душу» - дома. У Манилова это здание на возвышенности. В роскошном убранстве можно отыскать изъяны, запрятанные, но проскальзывающие для внимательного человека. Отсюда вывод – хозяин ленив, не следит за порядком, хоть и состоятельный. У Коробочки, напротив, ухоженное жилье, а хозяйка – заботлива, опрятна, у нее и огород цветет, и живность сыта и довольна.

Дом характеризует человека, отражает его внутреннюю сущность.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

У Раскольникова из романа Достоевского была лишь крохотная каморка, и ее не назвать домом.

Удручающая обстановка дополняла и наводила на героя соответствующие мрачные мысли. В ней он не сумел бы отыскать глубинного и прекрасного. Стены и потолки давили на него, словно заставляли пойти на преступление – единственное, что могло в теории избавить Родиона от этого жилища. Но и после он возвращается в ту же каморку, не высвободившись из пут, а усугубив свое состояние.

Не дом перенял дух хозяина, а вынужденный владелец напитался пагубной энергетикой попавшегося ему жилья.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

У Пьера из романа Толстого отсутствовало понятие дома, ведь он родился вне брака. Граф не спешил его признавать и как-то участвовать.

Безухову пришлось вынести обвинения в невоспитанности и неблагодарности, но он и не получил примера обратного поведения, у него не было любящих близких и чувства привязанности к кому-то. Лишь после встречи с Наташей и построения семьи с ней он обрел ощущение значимости и нужности другому. Он сумел и создать «дом мечты»: обустроить, как представлялось, комнаты и кабинет, и сделать чистым, комфортным пространство.

Тем самым, у Пьера не было традиционного отчего дома, но он нашел его, благодаря жене. Рядом с ней появилось то место силы, что питало его энергией к жизни.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

harshak_woland(1).jpg

В качестве примера дома Булгаков приводит квартиру Мастера.

Жилье не принадлежало писателю. Он нашел уютный уголок и ощутил себя счастливым, сумел там творить и признал «своим». Хотя с виду здание непримечательно и не отличается роскошью. Это – подвал. Две комнатки да прихожая, без изысков и ремонта. Мебели по-минимуму, обстановка аскетичная и крайне скромная. Но Мастер привел туда свою Маргариту, а до того устроился писать главный роман, где ожили его любимые персонажи, заиграла история. В маленькой квартирке он строил и плел свою счастливую судьбу – на страницах рукописи и вживую, обретя любовь.

Маргарита тоже обрела в этих стенах покой. После бала у Сатаны она поняла, что именно там хочет скоротать последние деньки и после смерти остаться. В месте, где и она, и возлюбленный были собой, где никто их не тревожил и не критиковал. А все материальное уходило на второй план.

А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

В произведении Приставкина бедных сироток пытаются убедить, что их новое случайное пристанище – это дом.

Два брата не имели своего дома, а еще и прежний приют пришлось покинуть. Из Подмосковья их с остальными увозят на Кавказ. Девочка волнуется, а взрослые ей сообщают в утешение, что горы и речушка рядом – это ее дом. Но сироты не ощущают себя по-домашнему, им не нравится на этом местечке. Прежде они были в безопасности и спокойствии, а чужая обитель несла в себе грустные ассоциации. Прежних хозяев депортировали и выслали на север – это ужасная участь.

Понимание домашнего очага пришло к Кольке после гибели Сашки. Братика заменил ему Алхузур. Чеченский мальчонка поделился мудростью, что дом – это место, где погребены предки. Без могил родственников нельзя назвать домом. Пример показывает, что это – родина, а не конкретное здание или люди. На чужой земле сложно получить чувство «своего», ведь не там корни человека.

А. Н. Островский «Гроза»

Кабановы в произведении Островского создали все условия для комфортного домашнего быта. Они – купцы, и деньги у них водятся. Но Катерина не чувствовала себя счастливой.

Поместье изобиловало различными убранствами и благами цивилизации, за порядком следили слуги, но героиня вспоминает с теплом об отчем «гнездышке», а не довольствуется предоставленным свекровью и мужем роскошным особняком. Все потому, что хозяйка – властная и жестокосердная женщина. Она не терпела ослушания и требовала выполнять все, что прикажет. Оскорбления и упреки из ее уст – обычное дело. Даже ни за что и без повода от нее можно получить массу унизительных и уничижающих характеристик. Злость и пренебрежение чувствами других сделали из Кабанихи невыносимого диктатора.

Катерина была любимой и вольной птичкой у родителей, не могла смириться, что ее притесняют. Да и муж оказался неспособным противостоять матери, ослушаться ее, не говоря уже о защите супруги. Девушка увидела только один выход – смерть.

В доме с шелковыми простынями и золотой обивкой не нашлось место счастью и гармонии. Несчастная героиня ощутила себя взаперти и не оценила внешнего убранства, для нее это было лишь помещение, «пленившее» ее, а не уютное жилье.

И. А. Гончаров «Обломов»

52b862ce8942c6874d892fd10a5fe887.jpg

О понятии дома рассуждал Гончаров – это станет достойным аргументом из литературы по теме.

В фантазиях и лености проводит дни Обломов. Но не предпринимает усилий для элементарной уборки в грязном жилище. Ни сам не проявляет интерес, ни слуг не обязывает. В упадническом настроении и пребывает Илья Ильич, а отсутствие комфорта только напоминает о никчемности его как хозяина и человека.

Герой, хоть и остается всю жизнь в домашних стенах, но так и не познает счастья. Дело не в помещении и порядке, убранстве, а в людях, что окружают человека. Обломов не выбрал любовь, а позволил войти в дом неблизкой ему духовно женщине, отчего и не получил удовлетворения, несмотря на созданные комфорт и уют. Это преобразило его ненадолго, лишь внешне, но так и не наполнило внутренне.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Базаров в произведении Тургенева едет в родные края – домой.

Высокомерный и циничный герой заматерел вдали от мест, где вырос, и он не хотел объявляться там, боясь, что домашнее и знакомое окружение попытается сломить новую версию его личности. Он считал, что стал сильнее, совершеннее, отказавшись от переживаний и надежд, мечтаний. Насмехался над другом, сохранившим тесную связь с родней. И в самом деле, близкие были рады и встречали Евгения с теплотой и любовью, чего он остерегался и тяготился родителей. Он ставит свои знания, убеждения выше них, считая необразованными и потерянными.

Постепенно Базаров претерпевает изменения. Он уже колеблется насчет прежних устоявшихся взглядов. Да и в родных стенах герой уже бывал и не ценил душевности, царящей в деревне. Ему не хватает родительской заботы, он пропитывается их искренней и безусловной любовью. Домашнее тепло побеждает в нем эгоизм и равнодушие.

Аргументы из жизни

Понятие дом раскроется на жизненных примерах, а они послужат аргументами для итогового сочинения.

Из личного опыта

Мой брат занимается футболом в одной удивительной секции. Она находится вдали от нашего дома, им с мамой приходится ездить туда на автобусе от двадцати минут, а папа после работы приезжает за ними. Но они выбрали эту футбольную школу из-за тренера и воспитанников, которые там обучаются. Все эти люди создают атмосферу теплоты и дружелюбия. Брат приходит туда, и все его страхи исчезают.

Он рассказывал, что раньше боялся играть с ребятами, хотя очень любит футбол и прекрасно владеет мячом, но ему было страшно противостоять другим. Но в этой секции все прошло. Тренер умеет сплачивать и расслаблять, ребята – не соперники, а друзья, все играют в удовольствие. Если и происходит контактная борьба в процессе, то каждый знает, что это не со зла или желания обидеть, подставить, а элемент подготовки. Они всегда в конце занятия обнимаются вместе с тренером. Так и создается ощущение второй семьи и дома, где разделяют интересы, поддерживают и стремятся к общей цели – быть сильнее, не унывать, заботиться друг о дружке.

Из фильма

Герои ленты «Капитан Фантастик» (2016 г.), снятой Мэттом Россом, проживали в лесу и не имели дома в классическом понимании – с газончиком, всеми благами цивилизации. Но они считали всю окружающую их природу – безопасным, уютным и домашним местом, хотя порой сталкивались с хищниками и защищались от них, либо ходили на охоту. Отец учил шестерых детей навыкам выживания наряду с основными знаниями из школьной программы, ведь в школу, как и в магазины, они тоже не ходили. Ребята вообще не бывали в городе. Все бы развивалось неплохо, но однажды их мать заболела, и ее пришлось отправить в госпиталь.

Супруг не хотел менять образ жизни для отпрысков. Но, в конце концов, каждый из них понял, что без матери их дом – не полная чаша. Бену пришлось вывезти детей в город, чего он боялся делать и откладывал до последнего. Отец опасался, что соблазны среды «заберут» его чад, уничтожат все, что он вкладывал в них. Но, хоть провокационные моменты и возникали, ребята не предали папу и сложившихся убеждений.

Все вместе, попрощавшись с мамой, скончавшейся, но оставшейся духовно с ними, они вернулись туда, где их настоящий дом. И неважно, присутствуют ли в нем гаджеты, современная техника, удобства. Им ценно остаться семьей, в гармонии и благополучии.