Природа и человек

Противостояние человека с природой, неуважительное и циничное его отношение к предоставляемым благам – центральная тема рассказа.

Ради своих прихотей и низких помыслов Игнатьич готов был уничтожить важный символ – царь-рыбу. Наказанием за его дерзость становится упорная борьба с якобы добычей. Та оказывает серьезное сопротивление, ясно давая понять, что человек тут проигрывает. Он – не царь природы, а ее маленькая частичка. Всякое уничтожение природного ведет и к гибели человеческого. Они находятся в тесном симбиозе, и нужно уважать «оппонента» - лишь отступление от первоначальных планов позволяет Зиновию уцелеть.

Нравственное опустошение

19.jpg

В воспоминаниях Игнатьич предстает трусливым и мстительным человеком, пустым нравственно и духовно. Он и сейчас думает исключительно о наживе, жаден до славы, что едва не губит его. Им не движет желание словить крупный улов и принести пользу семье. Он жаждет произвести впечатление на товарищей и думает о личном обогащении. Лишь раскаяние и духовное пробуждение, очищение позволяют ему выиграть в схватке за жизнь, хоть и потерять рыбу.

Быт и нравы деревни

В числе аргументов Астафьева по «Царь-рыбе» - правдоподобное бытоописание сельчан и их нравов. Писатель задействует термины, применяемые при разговоре рыбаками. Жизненный уклад и устои раскрываются в эпизоде с возлюбленной героя Глашей. Игнатьич не простил ей измены, но вместо сохранения достоинства, чести и гордого отдаления от нее, он пошел на жестокость. Подтолкнули его на это мужики, и никто в поселении не заступился за девушку и не порицал ее несостоявшегося ухажера.

Женщина воспринимается как «добыча», живность; ею стремятся обладать, наказывать, даже не интересуясь ее мнением, чувствами. В семьях соперничают за лучший кусок, «добытчики» обделяют своих же родных.

Деревенские поступки отличаются от городских большей жестокостью к слабине, поступкам неверного человека. За это и кара серьезнее. Не берегут там женщину. В семьях суровые патриархальные и даже деспотичные порядки.

Жизненный путь

1697512616_lubok-club-p-tsar-riba-astafev-illyustratsii-51(2).jpg

Вся жизнь Зиновия Игнатьича, браконьера, проносится перед глазами из-за неудачи с царь-рыбой. Герой, терпя беспощадное поражение, ищет ответы – за что его так наказывает судьба. Мелькают воспоминания из детства, которого «не было»: мучился в школе «четыре зимы». Большая же часть жизни прошла на реке в лодке, в погоне за рыбой.

Вспоминает Зиновий, как поступил с Глашей. Он любил ее, но она хотела сойтись с офицером. Ухажер уехал, а Игнатьич, поддавшись уговорам мужиков, оскорбил и унизил несчастную.

Невежество

«Царь-рыба» содержит аргумент к сочинению – невежество. Герои ограничены в познаниях, закостенели в определенном образе жизни и не стремятся к новым горизонтам, не видят иных возможностей заработка и уклада вокруг себя. Им не свойственен гуманизм, осознанное отношение к экологии. Они передают от предков к потомкам одни и те же традиции и негласный устав поведения. Занимаются охотой, рыболовным промыслом, не ведая и не задаваясь целью изучить что-либо еще.