Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Тематика жертвы ради другого прослеживается на протяжении романа Толстого, ведь речь идет о войне – там находится время и место подвигу. Воплощается проблематика и во взаимоотношениях товарищей – Безухова и Болконского.

Пьер и Андрей – выступают за справедливость и не потерпят лжи, коварства, подлости. Они не приемлют трусости, а убеждения отстаивают до конца – делом, не словом. У обоих главная задача – постичь этот мир, найти и реализовать свое предназначение. Их дружба тесно связана, в своих исканиях они очень схожи и близки.

Пьер помог Болконскому определиться с выбором спутницы – настаивает на женитьбе с Наташей, ведь она осчастливит Андрея, а лучшей избранницы и не встретить. Он променял личную влюбленность, неудовлетворенность на благополучие и комфорт для близкого человека. Отказался от ухаживаний и притязаний на Ростову, поняв, что она предназначена другу. Переступает через себя ради счастливого процветания другого.

И.А. Бунин, «Лапти»

1(1).jpg

Настоящим примером отважной жертвы во имя близкого является поступок Нефеда из произведения Бунина.

Герой отправляется в дальнюю дорогу, в Новоселки, несмотря на бушующую непогоду. Он понимает, что пойти на улицу и провести там длительное время – безумство. Но идет на это ради ребенка. Находящийся в полубреду барский сын умолял принести ему красные лапти. Сознавая опасность, смертоносную глупость, слуга все-таки решается принести их мальчику, полагая, что они принесут облегчение.

Мужчина уходит за лаптями, припасшись фуксином – для покраски в нужный цвет. Наутро его находят мертвым. Он успел добыть необходимое, но не смог донести назад. Самопожертвование принесло свои плоды, но обернулось трагедией для свершившего истинный подвиг человека.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Самопожертвование проявляет и герой Пушкина, что послужит для сочинения аргументом.

Петр любит Марью. Он не раз идет ради нее на безрассудные со стороны наблюдателя, но крайне необходимые поступки, обеспечивающие ей спасение. Гринев нарушает воинский устав и дисциплину, понимая, что вырвать бедняжку Миронову из пленения Швабрина, кроме него, никому не по силам. Он и с Пугачевым мог столкнуться, и на казнь попасть уже от своих за дезертирство. Ничто не остановило его на пути к вызволению любимой, оказавшейся в безвыходном положении и отчаянии. На следствии герой не выдает ее, не желая снова навлечь беду и не облегчая собственной участи. Самопожертвование Гринева происходит из глубокой преданности и любви.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Жертва во имя любви выражается в романе Достоевского в лице Сони.

Мармеладова с самого начала ведет себя, не опираясь на личные пристрастия и устремления, а побуждаемая заботиться и обеспечивать близких и вынужденная преступать мораль, ценности. Она подалась в проституцию за невозможностью получать заработок другим путем, прокормить малых членов семьи, да и мачеху с отцом. Затем Соня не сдалась в борьбе за Раскольникова и помогла ему выйти на душевное раскаяние, поехав за ним в ссылку.

Несмотря на недостойную и непорядочную профессию, героиня вела благочестивую внутреннюю жизнь. Она – жертвенница, положившая на алтарь свои интересы ради блага других.

Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»

Самопожертвование в произведении Гоголя выражается в поведении Тараса и Остапа – ощутимый пример и аргумент из литературы на заданную тематику.

Отправляясь воевать с захватчиком, и Бульба, и его сыновья понимали, что могут не вернуться. Вот только Андрий не сумел остаться верным заложенным отцом принципам. Он предпочел бегство во вражеский стан – к полюбившейся девушке, а не отстаивать родную землю и казачье братство вместе с семьей. Совершил предательство. Второй же сын был верен Родине, папе. Они сражались в одних рядах, но Остапа казнили.

Тарас тоже отдаст жизнь, жертвуя собой ради остальных товарищей. Отец и сын стали примерами героизма, не выказавшими страха перед врагом.

В. Распутин, «Уроки французского»

scale_1200 (6)(1).jpg

Демонстрацией жертвы во благо другого является поведение учительницы из повести Распутина.

Лидия Михайловна ради благополучия и облегчения участи мальчика рискнула карьерой и положением. Она понимала, что никто другой ребенку помогать не спешит. Знала, что директор не одобрит ее затею, как и не предложит иного выхода. Взяла ответственность на себя и под предлогом дополнительных занятий подкармливала Тишкина, давала ему лишнюю минутку обогреться в помещении и домашнем уюте, а потом и сыграла с ним на деньги. Лишь так можно было дать гордому юноше средств к существованию.

В результате действий педагога уволили, но она добилась своей жертвой лучшего итога – преподала значимый и ценный урок ученику, проявила благородство.

Н.Д. Телешов, «Домой»

В рассказе Телешова нашлось место жертве ради незнакомца.

Дедушка даже для незнакомого мальчика пошел на подвиг – спас ему жизнь ценой своей. Старик направлялся в укрытие, сбежав с каторжного труда. Ему попался на пути Семка, мечтающий вернуться домой. Они разделили тяжелое скитание, но в дороге малец заболел. Деду пришлось отнести его в город, где его неминуемо опознают и схватят, но он не смог поступить иначе. В его принципах и характере не нашлось места цинизму и равнодушию, мальчика он бросить на произвол судьбы не сумел.

А. Платонов, «Песчаная учительница»

Среди аргументов на тему самопожертвование отлично подойдет рассказ Платонова и поступок героини Марии.

Нарышкина приложила немало усилий, превращая пустынные земли в цветущий оазис. Кочевники, проходящие по территории, безжалостно уничтожили насаждения, с таким трудом прививаемые бесплодной сухой почве. Мария Никифоровна не опустила рук и искала понимания и поддержки в городе. Ее выслушали и предложили помочь варварам научиться обращаться с песком. Женщина согласилась, невзирая на опасность общения и взаимодействия с ними – для нее, семьи. Подозревая, что и ее могут убить. Она пошла на большую жертву, чтобы помочь вчерашним врагам, пошедшим на примирение.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

1625623506_26-kartinkin-com-p-master-i-margarita-art-art-krasivo-28(1).jpg

В жертве кроется и любовь – об этом идет речь в романе Булгакова, изображающего всеобъемлющее светлое чувство, случившееся с Маргаритой.

Девушка жила в благополучном и стабильном браке с видным человеком, но внутри она не ощущала счастья. Повстречав Мастера, она беззаветно и безвозвратно полюбила. Ради него Маргарита соглашается на все условия, выдвинутые Воландом – становится ведьмой, мстит критику, насолившему возлюбленному, потом идет на бал и принимает потусторонних гостей в качестве королевы при Сатане. Она отдала былую сытую жизнь ради неизвестности, но шагнула туда за Мастером, приняв и смерть, лишь бы соединить с ним судьбу навеки.

А.Т. Твардовский, «Василий Теркин»

Самопожертвование и подвиг идут рядышком, что показывает произведение Твардовского.

Василий отправляется на фронт, как и многие другие юноши, осознавшие, что Родина нуждается в своих защитниках и героях. Никто из них не думал о погубленной и утерянной жизни, молодости, личных невзгодах и лишениях. Они не были готовы и сражаться несколько лет кряду, стрелять во врага, забыв о человечности. Страхам подвержен всякий из них. Не рассуждали солдаты и о подвигах, наградах, бросаясь в атаку.

Теркин постепенно «привыкает» к будням войны, у него проходит страх, когда он погружается в ужасы противостояния с фашизмом и видит гибель товарищей. Он бьется неистово и нередко идет на смелые и безрассудные действия ради Родины. Василий не считает поступки подвигами. Он не жалеет себя, зная, что приближает освобождение оккупированных территорий, выгон захватчиков с родных земель. Бросается, не задумываясь, в ледяную речку для сокращения пути и скорейшей передачи информации командованию. При этом по достижению результата герой скромен – шутит, не зазнается от похвалы.