Преступление и наказание

По преступлению Чичикова кажется, ничего серьезного он и не сделал. Но для общества его махинация имеет больше последствий.

Павел Иванович планировал оставить души в Опекунском совете. Учреждение выдает ссуды за ценности под проценты. На эти кредиты государство обеспечивало детдома. Финансировались богоугодные заведения. И, хотя Чичиков не убивает, не применяет насилия и напрямую не влияет на судьбы женщин, сирот, реализуя мошенничество в отношении богатых и ленивых помещиков, да государства, но по факту именно обездоленных он и подставляет. Из-за него дети не получат образования, им не хватит еды и одежды. Власть старалась дать им первые средства до получения ими работы.

Чичиков, человек не бедствующий и имеющий все необходимое, чтобы работать честно, прибегает к афере и хочет взять ссуду, зная, что фактически крадет у беззащитных. Неизвестно, почувствовал ли он раскаяние, когда мошенничество вскрылось. Ему пришлось уехать – он снова приспособился к новым условиям, но едва ли ощутил, что был не прав.

мертвые души аргументы к сочинению

Кому на Руси жить хорошо

В поэме крестьяне не ленятся, они и не против потрудиться ради увеличения доходов, процветания хозяйств, но безынициативность барина, отсутствия контроля и распоряжения, помощи от него ничего не выходит. Не могут ни крестьянское сословие, ни помещичье быть счастливыми, покуда одни зависимы от других (причем в обе стороны). Если хозяин не следит и не говорит подопечным, на что обратить внимание, где прибраться, что подремонтировать, не ищет пути повышения урожайности, то и крестьянин самостоятельно не добьется лучших условий жизни.

Плюшкин копил хлеб, так и не придя к мысли хоть немного снизить на него цену и продать. А для своих же было жалко раздать, отчего крестьяне гибли, сам он недоедал, но отказывался меняться и ответственно подходить к присмотру и заботу о вверенных ему людях. Этим он вредил и себе.

Только осознание вклада с двух сторон – власть имущих и исполнителей – поможет обеим жить хорошо, не нуждаться.

Дорога в жизни человека

Дорога в прямом и переносном смысле – центральная тема поэмы. Путешествие Чичикова между помещичьими домами – реальный физический путь, который он преодолевает. И есть второе значение – его жизненная дорожка, цели на ней, неизменно приводящие к поражениям.

мертвые души аргументы к итоговому сочинению

Павел Иванович постоянно искал выгоду, манипулятивно подстраивался под других людей, обладающих ресурсами. Продвигался по службе, получал деньги, но его частенько ловили на неискренности, подлости, аферы вскрывались, что заставляло его отступать, но не сдаться.

В поездке за душами он то преуспевает, то остается без результата, но и без неприятностей. Чичиков поднаторел в приспосабливаемости и избегании ответственности. Он посещает помещиков по порядку – от наивного мечтателя Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина. Чем дальше, тем сильнее пороки представленных персонажей, явственнее видна деградация общества. И яснее главная идея: не те души мертвые, за которые торговался Чичиков, а их, чиновничьи и помещичьи, главного героя. Фактически живые они мертвы, у них нет благих намерений и целей существования.

Показан и путь России, как «птицы-тройки». Ее будущее неизвестно, но надежда на возрождение есть.

Внутренний мир

У Чичикова с первого взгляда рисуется благородный и порядочный характер, но его истинные намерения глубже и скрыты от посторонних. Во внутреннем мире героя много противоречий, духовных изысканий и стремления к разрушению. Чичиков наживается, обманывая других.

Внутри Плюшкина пустота, он сознательно изолирован и одинок, в нем не осталось чувств, эмоций, духовности.

Ноздрев – демонстрация эгоизма, расчетливости, корысти. У него нет внутренней духовной жизни, он полностью ориентируется на внешние обстоятельства.

Чичиков как будто собирает особенности каждого героя-помещика и их крайности в самом себе, он буквально скапливает, сосредотачивает продаваемые души внутри себя, но это и разрушает его полностью.

Культура поколения

Н. Гоголь отражает в произведении культуру сословия – помещиков-дворян. Он представляет несколько примеров. Это избранный класс, надежда и опора государства, оплот нравственности, духовности и гражданского долга, но мы наблюдаем явную деградацию этих понятий, отражающуюся в конкретных персонах.

Вместо процветающих и развитых поместий, хозяйств – упадок, грязь, признаки отсутствующего крепкого хозяина. Нынешние управители сосредоточены на личном обогащении и комфорте, предпочитают откупаться взятками от чиновников. Они перестали и духовно, и культурно образовываться, что как раз и показывает, почему Чичикову удается легко обмануть большинство из них.

Культура дворянского поколения явно пребывает в упадке.

аргументы из мертвых душ

Зачем человеку совесть?

Аргументы из «Мертвых душ» относительно совестливости сложно найти, ведь центральный персонаж и его окружение – бессовестные. Мы видим, что абсолютно ничто не останавливает Чичикова от проворачивания аферы, он продолжает выпрашивать с помещиков деньги. Маскирует свои ухищрения под благородные мотивы.

Однако Манилова и Плюшкина можно назвать совестливыми, ведь они не хотят продавать крестьян. Первый хочет быть им справедливым хозяином, второй называет идею продажи неправильной.

Совесть связана с пониманием справедливости, определением границ дозволенного и неприемлемого. Каждый сам определяет, моральны ли его поступки. Только голос разума способен остановить подлеца и мошенника, задуматься и исправить ошибки.

Влияние денег на человека

Чичиков деньги любит. Отец повлиял на сформировавшиеся убеждения Павла Ивановича, настаивающего на том, что главное – сберечь и накопить копейку. У него не было выдающихся способностей и талантов, и он научился угождать, манипулировать, благодаря чему и двигался по жизни, получая привилегии. Только честные способы, видимо, закончились, или он устал кропотливо идти к цели и затеял аферу с душами.

гоголь мертвые души аргументы к сочинению

Плюшкин демонстрирует скупость и прижимистость Плюшкина, чьи доходы и так высоки. Экономит он даже на себе, не покупая новую одежду и питаясь с крестьянами, пока портится скопленный хлеб. Ему не нужны и дети, родственники, лишь бы не отдавать им наследство.

Таким образом, «Мертвые души» - значимое произведение, отражающее сразу несколько вечных и глубоких тем. Они раскрываются наиболее полно и ярко, ничуть не устаревают, поскольку человек одинаково проявляет себя в любую эпоху. С ним происходят схожие внутренние процессы, терзания, духовные изыскания. Н. Гоголь показывает и природу раскаяния, и эгоизма, и не только. Он глубоко исследует человеческую душу, а также черты русского человека.