Что такое предмет когнитивного познания мира

Что такое философия

Что такое философия

Термин «философия» означает форму мировоззрения человека, помогающую ему развиваться и развивать общество. Сложно сказать, когда именно зародилась философия как наука, известно лишь, что зачатки ее прослеживаются между VIII и II веками до н. э.

Первоначально этот термин выдвинул математик и философ Древней Греции Пифагор, который жил в VI в. до н. э. Однажды он пришёл в один город, и его властитель задал ему вопрос: «Что значит философия?» Пифагор ответил: «Большинство людей думают лишь о деньгах и славе, те же, кто заботятся о познании истины, зовутся философами или любителями мудрости». В переводе с древнегреческого это слово значит «любовь к мудрости».

Часто на философские вопросы он давал мудрые и краткие ответы: «Что есть блаженство? — Солнце и луна. Что есть красота? — Гармония. Что самое быстрое в мире? — Мысль. Что считается лучшим в жизни? — Счастье».

Являясь знанием о всеобщем, т. е. о мире и человеке во всём их разнообразии и проявлении, философия при объяснении различных явлений опирается на логику, понятия и определения, которыми оперирует наше сознание. Так, философия помогает созданию у человека мировоззрения, являющегося суммой знаний о самом человеке и окружающей его реальности.

Существуют различные формы мировоззрения: религиозное, научное, мифологическое, художественное. Философия больше тяготеет к мировоззрению, которое опирается на науку, и не склонна принимать всё на веру, как в религии, а наоборот, проверять все природные явления логическим и опытным путём.

Основные понятия философской науки

Философская наука — это сфера взглядов человека на действительность вообще и отношение его к ней. Главные понятия, которыми оперирует философ, являются истина-ложь, красота-безобразие, добро-зло, справедливость-беззаконие. Чтобы точно отражать окружающую действительность, мыслители Древней Греции выдвинули ряд основных понятий философии:

  • бытие и универсум;
  • материализм и идеализм;
  • содержание и форма;
  • объект и субъект познания.

Философ из Германии Гегель

Философ из Германии Гегель, разработавший диалектику (знание о внутренних законах, по которым развивается личность, природа и общество), говорил: «Философское учение управляет суждениями и понятиями, а они, в свою очередь, миром. Дух управляет миром с помощью сознания. Сознание его инструмент, а потом всё остальное. Философское учение — это познание абсолютного».

Относительно понятия высказывал следующие мысли: «Человек создаёт понятия. Они есть нечто, созданное им. Понятие описывает вещь такой, какая она на самом деле. Оно частично субъективно, частично объективно. Субъективное — это понятие, а объективное — это реальность. Понятие — это нечто общее, в котором различные определения вещи содержатся как одно целое».

Логику Гегель причислял к научной дисциплине и говорил: «Логика — это учение о чистом рассудке и разуме с присущими ему законами и понятиями. — Логика — это абсолютная наука». Таким образом, по Гегелю логическое познание действительности — это полное и абсолютное знание элементов и явлений реальности во всей их многогранности.

Предмет когнитивного знания

Основные понятия философской науки

Предметом философии является изучение, с одной стороны, мира и человеческого сообщества во всём их проявлении, с другой стороны, человека с его способами познания и улучшения мира.

С античных времён философов интересовал материальный мир, откуда берётся материя и по каким законам развивается. Те же вопросы возникали и по отношению к человеческому сознанию, процессам зарождения в нём мыслей, идей и понятий.

Тогда под предметом философии античные авторы подразумевали знание в сфере науки, а также искусства и этики, вопреки религиозному знанию, держащемуся на вере. Аристотель в своих трудах делил философию на теоретическую (постигаемую умом), практическую (результат человеческого труда) и творческую (скульптура, живопись, литература). В философию теории входила математика, физика и метафизика, практики — этика, экономика и политика, творчества — поэтика, риторика (ораторское мастерство), искусство.

Структура человеческого познания

Сфера, изучаемая философской наукой, — это мир в совокупности (вселенная, природа, человеческое сообщество, объективная реальность). Вследствие такой разносторонности в нее включается несколько разделов:

Структура человеческого познания

  • Онтология, или изучение бытия. Человеческая личность обитает в реальности, заполненной всевозможными вещами, и чтобы определить тот исток, дающий любой вещи способность к существованию, появилось понятие Бытия. Для античных философов — это был поиск первоначального вещества, создающего вещи. Для средневековых философов бытием считался Бог, который творил все вещи; начиная с XVII в. — это человек с окружающим его миром.
  • Аксиология, или раздел о ценностях. Их условно можно классифицировать на материальные и духовные, личные и общественные. К главным из них относятся: истина, доброта, красота, справедливость, любовь. Эта наука занимается познанием того, как они возникают, оформляются и соподчиняются друг другу.
  • Антропология, или теория культуры. Она занимается изучением человеческой личности, его соприкосновением с обществом и окружающей реальностью. Философов в этой сфере интересуют проблемы, связанные со смыслом жизни индивидуума и его предназначением в обществе и во Вселенной в целом. Этот раздел, как и множество иных в философском учении, соприкасается со смежными науками и, в частности, связан с культурологией. Здесь личность рассматривается со стороны культуры, и её этические принципы сопоставляются с нормами общественной морали и поведения. Рассматриваются также вопросы развития массовой и групповой культуры.
  • Методология, или теория изучения научного знания. Если гносеология заботится о том, как познавать мир, то методология направлена на исследование того, что необходимо делать, чтобы его правильно познавать. Она разрабатывает и помогает учёным пользоваться правильными приёмами мышления. Для этих целей философией разработаны и введены множество методов: позитивистский, диалектический, феноменологический, синергетический. Все они изучают, какими моделями познания мира пользуются учёные, грани и признаки соотношения научного и гуманитарного знания.
  • Гносеология, или собственно теория познания. У мыслителей античного времени не было чёткого понимания о том, что представляет специфика сознания. Из их высказываний можно сделать заключение, что сознание у них связывалось с понятием души. Аристотель говорил: «Кто считает душу и не бестелесной и не телом, те поступают прекрасно, ибо она не тело, но всё же есть нечто от тела. — Душа — это как бы рука: как рука есть орудие орудий, так ум — форма предметов, ощущения — форма ощущаемого».

Отрасли рационального исследования

В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:

  • философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
  • философия науки (формальная логика, физика, математика);
  • философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
  • философия искусства (этика, эстетика, литература);
  • философия познания истории (социология, исторический материализм);
  • философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).

В основе философии жизни находится понятие бытия как абсолютного начала мира, которое в противовес материи и сознанию постоянно пребывает в активности и движении.

Философия познания жизни

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.

Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.

Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.

Философия религии

Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.

Этика занимается проблемами нравственности. Она исследует живые нравы личности и то, как они соприкасаются с нравственными законами. Также она старается понять суть понятий доброты, зла, долга, совести, свободы и откуда они берутся.

Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.

Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.

Философия техники

Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.

В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.

Одним из главных вопросов кибернетики является создание самонастраивающихся систем, обладающих искусственным интеллектом. Однако наиболее продвинутые из таких систем уже созданы в процессе эволюции самой природой. Поэтому кибернетика старается применить аналогию между функциями работы и управления в живых организмах и робототехникой.

>>