Элитарная культура

Историческое происхождение термина

Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:

Проведение религиозно значимых ритуалов

  • Обряды посвящения, а также проведение религиозно значимых ритуалов (почитание Бога, принесение священной жертвы, молитвенные мероприятия, общение с духами предков и использование магии с целью изменить природу и окружающее пространство).
  • Портретное и изобразительное искусство, символика, орнаментика, литературные предания легенды, песнопения (прообразы современных искусств).
  • Ювелирное, ремесленное и тканое искусство.

К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.

В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.

Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.

Особенности элитарного творчества

К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.

Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.

Разностороннее воспитание ребёнка

Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:

  • Новаторство, сложность для восприятия, создание новых, иногда подчёркнуто сложной культурной семантики, требующей развитого культурного кругозора и подготовки, креативность и специализированность.
  • Наличие определённого круга ценностей и понятий, которые признаются истинными и достойными.
  • Концентрирование интеллектуального, духовного и художественного опыта поколений.
  • Использование субъективно-личностной, «отстраняющей» интерпретации привычной действительности, что даёт возможность для художественного преобразования реальности.
  • Смысловая закрытость, обособленность от национальной и массовой культуры.

Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.

Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.

Характерные примеры

Художественные приёмы

Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.

По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.

Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.

Композиторы и музыкальные произведения

Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:

Произведения Иоганна Себастьяна Баха.

Сюита «Пер Гюнт»,

  • Отдельные прелюдии и фуги, а также токкаты, месса си-минор, «Страсти по Матфею» и другие произведения Иоганна Себастьяна Баха.
  • Финал 11-й ля-мажорной сонаты, известный, как Турецкий марш, 40-я симфония и Lacrimosa Моцарта.
  • 8-я, 14-я «Лунная» и 23-я фортепианная соната (в частности, первая часть), 5-я и 9-я симфония Бетховена.
  • Бо́льшая часть творчества Шопена (один из самых популярных и любимых композиторов среди обычных слушателей): до-диез-минорный вальс, ми-минорный концерт для фортепиано с оркестром, а также мазурки, прелюдии, этюды и пр.
  • Отдельные арии из опер Верди, Бизе, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Прокофьева, Рахманинова и пр.
  • Песенные циклы и 8-я симфония Шуберта.
  • До-диез-минорная прелюдия, 2-й и 3-й концерт для фортепиано, рапсодия на тему Паганини и Симфонические танцы Рахманинова.
  • «Времена года», Детский альбом, 4-я, 5-я и 6-я симфония, си-бемоль минорный Концерт, а также оркестровая Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского.
  • Сюита «Пер Гюнт», ми-минорная соната для фортепиано и ля-минорный Концерт Эдварда Грига.
  • 5-я и 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича.
  • Прелюдии Дебюсси.
  • Болеро и «Павана на смерть Инфанты» Равеля.
  • «Картинки с выставки» и опера «Хованщина» Мусоргского.
  • «Сарказмы», 7-я и 8-я фортепианная соната, 1-я и 7-я симфония Прокофьева.
  • Балет «Петрушка» и некоторые фортепианные сочинения Стравинского.

Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».

К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.

Художники и живопись

Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:

 Казимир Северинович Малевич.

Карл Брюллов — «Последний день Помпеи»

  • Собственно, Казимир Северинович Малевич. Помимо «Чёрного квадрата», он сумел изобразить белый, а также красный квадрат. Эта «троица» по своему жанру относится к супрематизму. Следует знать, что самая дорогая картина русской живописи также принадлежит кисти Малевича — «Супрематическая композиция» была продана за 60 млн долларов в 2008 году.
  • Русский иконописец Андрей Рублёв (фрески Успенского Собора, «Троица»).
  • Рафаэль Санти, автор «Сикстинской Мадонны», «Преображения», «Триумфа Галатеи» и многих других шедевральных работ.
  • Не нуждающийся в представлении Леонардо да Винчи — «Мона Лиза (Джоконда)», фреска «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком» и «Мадонна в гроте», «Иоанн Креститель».
  • Рембрандт — «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Саския в образе Флоры».
  • Михаил Врубель с картинами «Жемчужина», «Царевна-Лебедь», «Гамлет и Офелия».
  • Винсент Ван Гог — «Звёздная ночь», «Красные виноградники в Арле», «Пшеничное поле с воронами», «Церковь в Овере» и многие другие.
  • Карл Брюллов — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень».
  • Александр Иванов и его полотно «Явление Христа народу».
  • Диего Веласкес — «Триумф Вакха», «Кузница Вулкана», «Христос на кресте», «Менины».
  • Клод Моне — «Сад художника в Живерни», «Пруд с кувшинками».
  • Поль Сезанн — «Девушка у пианино», «Дом повешенного», «Купальщицы», «Масленица».
  • Василий Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
  • Пабло Пикассо — «Девушка перед зеркалом», «Герника», «Авиньонские девицы», «Плачущая женщина».
  • Сальвадор Дали — «Постоянство памяти», «Расщепление атома», «Великий мастурбатор», а также замечательная композиция «Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала» и множество других картин.

Сальвадор Дали — «Постоянство памяти»,

Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.

Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.

Литература, проза и поэзия

Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.

Элитарная литература

Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.

Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:

  • Естественно, А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Дубровский», «Полтава», а также многочисленные стихотворения.
  • Шекспир — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло».
  • Лев Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
  • Скотт Фитцджеральд — «Великий Гэтсби».
  • Фёдор Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот».
  • Эрнест Хемингуэй — «Старик и море», «По ком бьёт колокол».
  • Чарльз Диккенс — «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды», «Тяжёлые времена».

Чарльз Диккенс — «Приключения Оливера Твиста»,

В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.